Продажи модной одежды упали до 60% в натуральном выражении и выросли на… 15% в тенговом.
Нет, посетителей в торговых центрах меньше не стало. Люди стали меньше покупать. Народ деловито гуляет между витрин, не решаясь зайти внутрь магазинов. Показатели торговли таковы:
потратив денег на 15% больше, казахстанцы купили в два раза меньше товара
Когда тенге упал, казахстанцы ощутили это на своем кошельке не сразу. Если 2015 год запомнится им самым стремительным падением тенге, то 2016 — самым большим скачком цен на продукты, технику и одежду. После девальвации 2015 года цены поднимались на протяжении полугода и в феврале-марте 2016 достигли своего пика.
— Одежду завозим исключительно из-за рубежа, так что сильно зависим от иностранных валют. За год продажи упали практически в два раза. Мы связываем это с колебаниями курса тенге, — поделилась с 365info Алмагуль, продавец одного из модных бутиков в крупном торгово-развлекательном центре (ТРЦ) Алматы.
И хотя инфляция с начала года, по официальным данным, составила всего 5,0%, а в годовом исчислении — 17,43%, цены на многие потребительские товары выросли на 50-100%.
Торговцы говорят, что по-другому и быть не могло: насколько упал тенге, настолько поднялись и цены.
— Порядка 100 брендов ассоциации ритейлеров Казахстана окончательно перешли на новое ценообразование в феврале-марте, — рассказал Василий Горевой, президент ассоциации ритейлеров РК, CFO группы компаний ALMEO Group. — Были, конечно, и такие, которые за ночь все ценники переклеили, но большинство игроков либо ступенчато поднимали цены, либо держали старые цены до февраля. И только в феврале, когда зашла новая коллекция по новому курсу, продавцы вынуждены были скорректировать цены. Впрочем, новые коллекции по количеству товара зашли на 40%-60% меньше. Понятное дело — зачем привозить много, если столько не продать.
По словам Василия Горевого, с августа 2015 года до февраля 2016 фешн-ритейлеры сидели на низких показателях маржи или работали в убыток, потому что торговля встала. А те, кто переклеивал ценники, сейчас закрывают торговые точки. К примеру,
бренд Celio полностью покидает казахстанский рынок
Сейчас дистрибьютор французской марки распродает остатки мужской одежды, после чего продажи будут остановлены.
— Они не вняли голосу разума и не пошли на снижение конечных цен в первые дни после девальвации, — говорит Василий Горевой.
Впрочем, в магазинах подорожали не только все импортные товары, но заодно и товары отечественного происхождения, связанные с импортом. Основатель казахстанского бренда Sophia Linsky Игорь Ильинский посетовал в интервью Forbes.kz, что после перехода на свободное плавание его компания сидела без заказов почти полгода, и он все равно был вынужден был поднять цены. Это при том, что бизнесмену удалось договориться с арендатором (цена за аренду помещения осталось прежней) и с работниками (их зарплата осталась на прежнем уровне).
Популярный Mega Park выглядит пустым — по меньшей мере треть торговых площадей пустует. Впрочем, не только Mega. ТЦ «Алмалы», расположенный в самом центре города, на Площади Республики, сегодня заполнен примерно на 70%.
— Оптимизация ритейлеров с закрытием нерентабельных магазинов стала повальной, — говорит Василий Горевой. — Есть целый ряд брендов, которые не то чтобы оптимизировались или поменяли место локации, а просто закрылись. К примеру, из-за проблем на родине бренда закрывается сеть Kira Plastinina. Много местных игроков сломались. Впрочем, это понятно — любое кризисное явление, связанное с нестабильной валютой, ломает рынок в два раза. В сложной ситуации оказались и новые торговые центры, и старые, которые не произвели реконцепт.
Игроки рынка констатируют — период экспансии ритейлеров прошел. Сейчас спрос на помещения намного ниже, чем несколько лет назад, когда бренды стремились открыть как можно больше магазинов, чтобы поднять обороты и капитализацию.
— Нельзя достичь чего-то, не пройдя через процесс очищения. Для ритейлеров это болезненная ситуация. Но с другой стороны, кризис оставляет на рынке только самых заинтересованных в своем бизнесе, — считает Василий Горевой.
Участники рынка не исключают, что на фоне стабилизации тенге новые иностранные бренды придут в Казахстан. И первой в 2016 году интерес к казахстанскому рынку проявила шведская компания H&M.
— Уже не секрет, что H&M выходит на наш рынок. Кроме того, мы ведем переговоры с двумя новыми брендами и один из существующих будем активно развивать. А это очень большие торговые площади, — говорит Василий Горевой. — Но если у нас опять начнет проявляться волатильность валюты, тогда мы сразу же получим дестабилизацию. Ритейл и торговые центры напрямую зависят от курсовой политики страны.
Фотографии Алексея Некрасова