Смогут ли США в городах и аулах Казахстана внедрить стереотипы американского образа жизни?
3 августа 2016 года в Вашингтоне прошла очередная встреча в формате С5+1. Главными темами саммита были заявлены совместная борьба с терроризмом и экономическое сотрудничество. Однако многие эксперты полагают, что цели Госдепа США в ЦА гораздо глубже.
Встреча С5+1 проводится уже во второй раз (первый раз участники собрались в ноябре 2015 года в Самарканде). С5+1 подразумевает диалог США с Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном, Туркменистаном и Узбекистаном на уровне министров иностранных дел. В этот раз государственный секретарь США Джон Керри обсуждал с представителями пяти стран «инициативы по противостоянию терроризму, торговлю, инвестиции, экономическое развитие и чистую энергию».
Отдельно стоял вопрос о ситуации в Афганистане.
Одной из предложенных Вашингтоном программ стали меры поддержки стран региона по борьбе с радикализацией. Американцы уже пообещали поддержать Казахстан и оказать ему всю необходимую помощь в борьбе с терроризмом. Об этом порталу 365info.kz за неделю до саммита сообщил по телефону Дэниел Розенблюм — заместитель помощника госсекретаря США по Центральной Азии.
— США и Казахстан давно сотрудничают по вопросам безопасности, в 2015 году мы подписали специальное соглашение по сотрудничеству между соответствующими ведомствами наших стран, — сказал Розенблюм.
После встречи с главой Госдепа министры иностранных дел среднеазиатских республик побывали на рабочем обеде с руководителями наиболее крупных американских «мозговых трестов», на котором речь шла о возможностях развития стран региона в XXI веке.
Затем гости приняли участие в бизнес-форуме, организованном Торговой палатой США, на который также пригласили топ-менеджеров ведущих американских компаний. Вместе они обсудили «возможности и проблемы» Средней Азии, сообщили в Госдепе. В конце встречи состоялся «культурный прием», приуроченный к 25-летию независимости стран ЦА. Каких именно договоренностей достигли стороны в ходе такой насыщенной программы, не сообщается.
Многие эксперты полагают, что Госдеп США не прочь использовать встречи в формате С5+1 для укрепления своих позиций в Средней Азии. Но такой новый формат дружбы между бывшими республиками СССР и Америкой смущает и Москву, и Пекин. Однако
американские дипломаты уверяют, что этот союз не направлен против интересов России и Китая, а наоборот – выгоден всем
По словам помощника госсекретаря США Дэниела Розенблюма, формат С5+1 «нацелен на предотвращение угроз, исходящих от Афганистана».
— У нас с Россией есть общие вопросы по обеспечению безопасности в регионе. Прежде всего это связано с «афганским вопросом». Мы понимаем, что у России есть свои интересы в регионе, и мы хотели бы, чтобы Россия играла позитивную роль в сотрудничестве со странами ЦА и Афганистана.
У нас есть понимание и общие цели с Россией, но наше видение развития ситуации не всегда совпадает с российским
Так, Москва склонна к негативным прогнозам по Афганистану. В то же время мы знаем, что Россия делает многое в плане помощи Афганистану.
Российские аналитики воспринимают такие заявления критически. Так, московский обозреватель Андрей Филатов уверен, что США планируют использовать встречи в формате С5+1 как средство продвижения собственных интересов в регионе. При этом они намерены действовать при помощи «мягкой силы»: улучшать горизонтальные контакты между простыми жителями, бизнесменами и организациями, бороться за соблюдение прав человека в Средней Азии.
Наверняка в ближайшее время в регионе активизируется деятельность западных некоммерческих организаций по решению социальных и гуманитарных проблем. Тем самым
незримое присутствие американского образа мышления прочно укоренится среди местного населения,
— прогнозирует эксперт.
Как ни странно, с российским коллегой согласен и заокеанский политолог из журнала «Jane’s Intelligence Review» Брюс Панниер.
— В то время как Россия всё еще является главным гарантом безопасности в Центральной Азии, а Китай играет здесь роль главной экономической мощи, Соединенные Штаты пытаются взять на себя еще большую роль, которая подразумевает и безопасность, и торговлю одновременно. Это то, что не могут сделать ни Россия, ни Китай, — написал Панниер.