Накануне Брекзита Акишев сказал: «Казахстан выиграет от выхода Великобритании из ЕС». И ошибся.
Британский эксперт Сэмуэль Рамани решил напомнить Данияру Акишеву и всем в Казахстане, кто не видит проблем в Брекзите, реальную цену отношений с Великобританией. Свою статью, опубликованную в журнале «Дипломат» (Токио, Япония), Рамани, доктор философии, назвал прямо: «Влияние Брекзита на Казахстан».
Профессор ссылается на слова руководителя Нацбанка Данияра Акишева, сказанные им 8 июля. Мол, от решения о выходе Великобритании из ЕС Казахстан выиграл, так как за несколько дней до объявления итогов британского референдума продал часть британских активов. Рамани предлагает посмотреть на ситуацию чуть шире, чего не сделал Акишев.
«Британия играла жизненно важную роль в отношениях Казахстана и Европы. Выход Объединенного королевства из ЕС может ослабить переговорные позиции Казахстана в отношениях с Брюсселем. Если Брекзит повлечет за собой рецессию в Британии и улучшение отношений Европы с Россией, региональное влияние Казахстана может резко упасть. Начиная с середины 2000-х высшие чиновники правительства Великобритании подчеркивали значение экономического потенциала Казахстана для европейских финансовых учреждений и инвесторов.
В ноябре 2006 г. Тони Блэр, будучи премьер-министром, встречался с Нурсултаном Назарбаевым и председателем Европейского банка реконструкции и развития Пьерром Лемьерром. Тогда он отметил, что Банк должен модернизировать отношения с Астаной, так как у Казахстана сформировался новый рыночный статус, наблюдается прогресс в сторону экономической либерализации и отмечается длительная политическая стабильность. Усилия Британии по укреплению связей Казахстана с ЕБРР возымели успех. За последние несколько лет Казахстан стал получателем инвестиций этого банка. За последние двадцать лет ЕБРР вложил в Казахстан больше 6,5 миллиардов евро, оказал содействие Астане в приватизации госактивов, финансировал развитие чистой энергетики и предоставил капиталы для вывода экономики Казахстана из зависимости от экспорта углеводородов.
Подтверждение слов Блэра об экономическом потенциале Казахстана вылилось в символическое открытие Назарбаевым Лондонской биржи ценных бумаг в конце 2006 г. и выступление с речью «Казахстан — пути вперед» перед британскими инвесторами. Эти мероприятия окончательно закрепили более тесные связи Казахстана с ЕС.
Вслед за Блэром Казахстан со своей стороны поддержали старшие исполнительные сотрудники компании Shell Oil и Конфедерации британской индустрии. Одновременно со встречей Блэра и Назарбаева в ноябре 2006 г. в Лондоне Казахстан подписал меморандум стратегического значения об увеличении экспорта энергоресурсов в Европу.
Жизненная роль Британии в заключении этих договоренностей наталкивает на мысль, что будущие дипломатические увертюры Казахстана с Европой станут без Британии не столь успешны
Британские дипломатические игры обеспечили дорогу Казахстану в кабинет председателя Организации безопасности и сотрудничества в Европе в 2010 г. Это улучшило отношение к Казахстану на Западе и сподвигло лидеров Европы подписать соглашения с Назарбаевым. Исторический визит Дэвида Кэмерона в Казахстан в качестве премьер-министра в 2013 г. с делегацией из 33 британских руководителей бизнеса свидетельствует о вышесказанном. Когда Кэмерона спросили про его отношение к тому, что Запад расценивает как упущения Казахстана в сфере обеспечения прав человека, он ответил, что статус Казахстана как «самой быстро растущей страны из всех новых государств мира» перевесил все соображения в этой области. Теперь же выход Великобритании из ЕС может стимулировать Европу начать больше давить на Казахстан.
Благодаря тесным связям в инвестиционной сфере состояние британской экономики должно существенно влиять на состояние экономики Казахстана.
Британия – это третий крупнейший инвестор в Казахстан,
доля страны в общем объеме иностранных инвестиций в Казахстан составляет 14%. 10% активов Национального банка Казахстана в британских фунтах, и так просто от них никто не сможет избавиться, о чем говорит руководитель этого учреждения.
После присоединения к Евразийскому экономическому союзу в 2015 г. экономика Казахстана пережила потрясение: на 41,5% сократился объем торговли с Европой. Стоит Британии войти в фазу рецессии из-за Брекзита,
резкое падение объемов торговли Британии с Казахстаном станет еще одним нежелательным ударом для и без того шатающейся экономики страны
Негативные последствия от британской рецессии могут усугубиться тем, что важнейшие партнеры Казахстана – Россия и Китай — также находятся в процессе замедления экономического роста.
К экономическим последствиям Казахстану от выхода Британии из ЕС добавляются внешнеполитические. Казахстан, возможно, будет вынужден менять внешнеполитическое поведение. Британия является самым активным и деятельным критиком России. Многие противники выхода Британии из ЕС говорили, что после этого наступит русско-европейская оттепель. Если улучшатся отношения ЕС и России, страх европейских политиков перед Россией может остановить их от заключения более сложных интеграционных соглашений с Казахстаном.
Так как Казахстан абсолютно настроен на независимое положение в международной политике и опасается доминирования России,
Астана может ответить на ухудшение экономических связей с Европой большим уклоном в сторону Китая
Чтобы цементировать связи Казахстана с Китаем, президент Назарбаев, он же председатель Шанхайской организации сотрудничества, может способствовать интеграции ШОС и ЕАЭС таким образом, что больше выиграет Пекин, нежели Москва.
Брекзит несет в себе угрозы для экономического роста Казахстана и его геополитических устремлений. И без того высокая уязвимость Казахстана из-за падения цен на нефть только повысится. Будущее многовекторного внешнеполитического курса страны также оказывается под вопросом».