Путаница в данных Нацбанка по золотовалютным резервам приводит к неожиданным выводам.
Противоречивые данные регулятора об изменении ЗВР в июле привлекли внимание к статистике.
В последнем регламентном пресс-релизе Нацбанка сообщалось, что его золотовалютные резервы (ЗВР) за июль почти не изменились, увеличившись на $1,8 млн, или 0,01%. При этом активы в иностранной валюте снизились на $0,3 млрд, тогда как активы в золоте выросли на $0,3 млрд в результате проведенных операций при росте цены на этот металл на 1,2%. По предварительным данным, валовые ЗВР Нацбанка на 29 июля составили $30,5 млрд, чистые — $29,7 млрд без учета активов Национального фонда. А международные резервы Казахстана в целом, включая еще и активы Нацфонда в валюте ($64,7 млрд по оперативным данным), снизились за июль на 1,1%, до $95,2 млрд.
Несколько дней спустя после публикации этого пресс-релиза Нацбанк разместил на сайте сведения по ЗВР и активам Нацфонда по состоянию на конец июля. Из них следовала несколько иная статистическая картина. Так, валовые ЗВР банка выросли за второй месяц лета на 0,48%, чистые – на 0,50%.
Откуда взялся в пресс-релизе указанный выше прирост на 0,01%? Непонятно
Как бы то ни было, из данных таблицы 1 видно, что в июне валовые ЗВР Нацбанка резко увеличились – на 6,19% к маю, перевалив за отметку в $30 млрд. Выше этой отметки ЗВР поднимались только в начале июля 2012 года, то есть 4 года тому назад! А с начала правления Данияра Акишева в Нацбанке, отсчет которому ведется с 1 ноября 2015 года, валовые ЗВР выросли на 7,2%.
Таблица 1. Валовые международные резервы Национального банка РК, млн долларов США на конец периода
Источник: Национальный банк РК
Казалось бы, нужно поздравить Нацбанк и его председателя с этим историческим достижением, пожелав и впредь упорно наращивать ЗВР на благо Родины и ее монетарного хозяйства. Однако из данных регулятора выясняется, что этот прогресс был достигнут за счет роста цен на золото и объемов его скупки Нацбанком на внутреннем рынке, где ему предоставлено монопольное право приобретения этого металла у отечественных производителей. С начала текущего года активы Нацбанка в золоте выросли на 36,53%, до $10,3 млрд, при этом наибольшими темпами они увеличивались в феврале (12,21% к предыдущему месяцу) и июне (10,45%). Для сравнения: когда г-н Акишев занял пост главного банкира страны, этот показатель был на отметке почти в $7,98 млрд.
Зато с активами в валюте дела у Нацбанка явно не ладятся. Во-первых, если в указанном выше пресс-релизе говорится об их снижении за июль на $0,3 млрд, то в данных регулятора о динамике его ЗВР говорится об уменьшении этих активов на $0,112 млрд, до $20,2 млрд.
Во-вторых, когда г-н Акишев принимал хозяйство Нацбанка у Кайрата Келимбетова, активы в валюте были на более высокой отметке в $20,5 млрд (см. таблицу 2).
А в-третьих, с начала года они снизились на 0,60%. Это при том, что Нацбанк покупал огромные суммы долларов, препятствуя быстрому укреплению тенге (см. таблицу 3).
Таблица 2. Активы в СКВ Национального банка РК, млн долларов США на конец периода
Источник: Национальный банк РК
Таблица 3. Данные по интервенциям НБРК в 2016 году на внутреннем валютном рынке (ежемесячно)
Примечание:
«+» — нетто покупка
«-» — нетто продажа
Источник: Национальный банк РК
Если сопоставить данные таблиц 2 и 3, то
виден явный диссонанс в динамике активов в СКВ Нацбанка и объемах покупки им долларов на рынке
К примеру, в 2016 году впервые регулятор сумел показать чистые объемы покупки американской валюты в $474,4 млн в феврале. Однако вместо роста его активы в СКВ уменьшились за этот месяц на 0,97%, до $18,7 млрд. В марте и апреле, когда Нацбанк купил соответственно $1,236 млрд и $830,9 млн, все вроде бы встало на свои места, так как объем валютных активов увеличился соответственно на 3,46% и 2,96% к предыдущему месяцу. Однако в мае произошло снижение на 2,20%, до $19,5 млрд — при том, что Нацбанком было приобретено на рынке $728,3 млн. В июне же, когда объем покупки составил скромные $2,5 млн, активы в СКВ увеличились на 4,20%, в абсолютном выражении более чем на $0,8 млрд. На этом фоне статистика июля выглядит вполне логичной –
продажа Нацбанком на валютном рынке почти $0,2 млрд для сдерживания роста курса доллара повлекла снижение его активов в СКВ на $0,1 млрд
Если учесть, что за февраль-июнь регулятор приобрел почти $3,3 млрд, не дав укрепиться тенге при реально свободном плавающем обменном курсе, то непонятно, почему в таком случае активы в СКВ Нацбанка увеличились в гораздо меньшей степени? Ведь как нетрудно подсчитать, по ним прирост за февраль-июнь составил лишь $1,4 млрд. В принципе, в упомянутом пресс-релизе отмечается, что прирост ЗВР Нацбанка за счет реконвертации активов Национального фонда в инвалюте, поступления ее на счета правительства в центральном банке и переоценки активов в золоте был нейтрализован снижением остатков на корреспондентских счетах банков в валюте, погашением операцией валютно-процентного свопа с ними и проведением операций по обслуживанию внешнего долга правительства. Однако поскольку подробный расклад движения валюты по всем этим направлениям Нацбанк не дал, то вопрос, как говорится, остается открытым.