Где экстремисты отрабатывают боевые навыки? Кто и как контролирует страйкбольные клубы?
Руслан Кулекбаев, устроивший теракт в Алматы 18 июля, сообщил следствию, что профессионально играл в пейнтбол. Клуб, на который он указал как на свою «тренировочную базу», доказал обратное — это не так. Возможно, Кулекбаев просто путал следствие?
По словам директора первого в Алматы страйкбольного клуба KillHouse Олжаса Мусакулова, так называемых «экстремистов» среди игроков в страйкбол нет.
— У нас играют молодежь, студенты и люди, которые увлекаются страйкболом на постоянной основе, — отметил он.
— То есть вы обращаете внимание на контингент играющих?
— Конечно, фейс-контроль в нашем клубе присутствует.
— Это командная игра или приходят игроки-одиночки?
— По большей части страйкбол — командная игра. Конечно, приходят ребята, которые сыграют один или два раза, втягиваются, начинают ходить на все игры, но они не в команде. И пока не вступят в какую-либо команду или не создадут свою, считаются одиночками. На нашем сленге — «фрилансеры». Таких ребят обычно 10% от всех людей, пришедших в клуб.
Да и этот парень, который устроил перестрелку в Алматы (Руслан Кулекбаев — ред.), я смотрел его фото, обычный парень, ничем не примечательный
Явных приверженцев религиозных экстремистов и салафитов у нас нет. Думаю, они вообще в такие места не ходят, потому что им это не совсем интересно.
— Занимаясь в страйкбольном клубе, можно научиться метко стрелять?
— Нет, это нереально. Это игра, а не боевые действия. Она, конечно, максимально приближена к реальности, но вряд ли можно стать профессиональным бойцом. Это то же самое, что научиться метко стрелять, играя в компьютерную игру.
Среди наших игроков есть люди, имеющие военную подготовку, даже действующие сотрудники. Для них игра — увлечение. Это больше спорт
Есть в Алматы и независимые страйкбольные тусовки, в которые входят любители, самостоятельно выезжающие на полигоны. Мы за всеми не следим.
А вот у бывшего вице-министра обороны, отставного генерал-майора Амирбека Тогусова иная точка зрения на работу клубов военно-тактических игр. Он считает, что занимаясь в пейнтбольных и страйкбольных клубах, запросто можно получить навыки обращения с оружием, прицеливания и стрельбы.
— Пусть даже оружие и не боевое, но навыки остаются. В детстве я увлекался самодельным луком. Делал их из обычных веток, а наконечники из консервных банок. Учился стрелять по мелким целям. И когда я пришел в армию, у меня не было никаких проблем со стрельбой. Я с любого автоматического оружия до пенсии стрелял на отлично. Уверен, это благодаря детскому увлечению. Но военные игры типа пейнтбола и страйкбола в первую очередь помогают развивать такие мужские качества как тактика, меткость, смелость.
И даже если на миллион игроков найдется 2-3 таких стрелка, как Кулекбаев, в первую очередь нужно смотреть на мотивы их поведения
— Пейнтбольные клубы, где тренируются террористы, можно назвать их пособниками?
— Так можно дойти до крайности и под шумок прикрыть любые игры и боевые искусства. Все можно подвести под рамки «подготовки террористов». Если человек занимается в тренажерном зале, то разве можно говорить, что зал воспитал из него качка-моджахеда?
Абсурдно считать, что клубы обучают террористов физической подготовке. Наоборот, спортивные секции и клубы развивают современных людей в век компьютеризации и физической разгрузки
Детей же от компьютеров не оторвешь, а развитие человека должно быть всесторонним, а не только интеллектуальным. Если начать преследовать спортивные заведения, это будет концом человеческого развития.
Террорист Кулекбаев назвал клуб, где учился воевать
Джихадисты Казахстана тренируются в пейнтбол-клубах (Обзор казахской прессы)