Правительство Польши объявило о планах реформирования пенсионной системы. В основных чертах они повторяют те изменения, что были произведены в 2013 году в Казахстане.
По мнению польских чиновников, частные пенсионные фонды не сработали: система никому не приносит пользы, не обеспечивает более высокие пенсии и не может поддерживать рост. В связи с этим польское правительство приняло решение ликвидировать частные фонды, а их активы, в размере 139 миллиардов злотых (35 млрд долларов США), перевести на индивидуальные пенсионные счета, по меньшей мере четверть из которых будет находиться под управлением государства.
«Хотя план нельзя назвать национализацией, после решения Конституционного суда о признании активов пенсионных фондов государственными, предполагается частичное государственное поглощение холдингов отрасли, аналогично политике Венгрии и Казахстана», — пишет Bloomberg и добавляет, что все эти пенсионные нововведения должны вступить в силу уже в 2018 году.
Польский проект пенсионной реформы перекликается с казахстанским вариантом. Проблемы, которые сейчас таким образом пытаются решить поляки, сходны с нашими:
Но как поляки «дошли» до казахстанского варианта? Им подсказали. Точнее, обе страны — и Казахстан, и Польша — в этой реформе лишь следуют советам Всемирного банка.
— То, что накопительная пенсионная схема предотвратит коллапс и обеспечит «достойную» жизнь пожилым людям, в середине 90-х годов активно внедряли в общественное сознание не социальные институты, а Всемирный Банк, — говорит экономист Петр Своик. — И мы раньше всех начали эту модель внедрять и, естественно, раньше всех у нас начались проблемы.
— То есть это не Польша идет по следам Казахстана, а все мы выполняли рекомендации Всемирного банка и теперь столкнулись со схожими проблемами?
— Да. Казахстан из всех стран бывшего соцлагеря и постсоветского пространства был первым. Мы наиболее самозабвенно скопировали эти рекомендации, которые состояли из двух принципиально новых, по сравнению с солидарной системой, нововведений. Первое — то, что пенсионные накопления индивидуализируются. Если в солидарной системе все работающие через налоги скидываются, а государство забирает эти деньги и выдает всем пенсионерам в режиме текущего времени, то теперь каждый человек всю свою трудовую жизнь копит на своем индивидуальном счету. А второе новшество заключалось в том, что деньги крутятся и приумножаются на международном финансовом рынке. Эксперты Всемирного банка уверяли, что через международный рынок «ценных бумаг» развивающиеся рынки подключатся к мировому капиталу и получат для своего развития столько средств, сколько им нужно.
То есть сама идея накопительной пенсионной системы была сопряжена со ставшим к тому времени окончательно глобальным финансовым рынком.
— Каким образом?
— Государства, вводя накопительную систему, вписывают ее в свои национальные финансовые рынки, как подразделения общемирового финансового рынка. Пенсионная денежка поступает в эту общую систему, там умножается и к старости возвращается назад к пенсионеру. А частные пенсионные фонды, которых должно быть много, как нервных рецепторов у человека, должны были создать связь между национальным финансовым рынком и международным. Эти частные фонды по своей инициативе протягивают «щупальца» в мировой рынок и, кто-то с большим успехом, кто-то с меньшим, но в целом все с успехом, осуществляют инвестиционные перетоки капиталов.
— Неплохая идея.
— На первый взгляд, да.
— В чем подвох?
— Для ответа напомним нашу историю, которая наиболее показательна тем, что
мы раньше всех «задрав штаны» побежали за Всемирным банком. И у нас же эти штаны быстрее всех и лопнули
С энтузиазмом создав накопительную систему, мы сделали ее и наименее полной. А все потому, что у нас, в Казахстане, не получилось создать нормальный финансовый рынок. Наша КАSЕ всегда была слабенькой, с чрезвычайно малым количеством эмитентов и при этом практически не связана с мировым финансовым рынком. Вместо того, чтобы изъятые у работающих людей денежки отправлять на мировой рынок, правительство вынуждено было выпускать заемные бумаги Минфина и хранить пенсионные деньги в них. Все годы деятельности накопительной пенсионной системы было так, что до половины всех накоплений «инвестированы» в «ценные бумаги» Минфина, фактически – в государственный бюджетный долг перед будущими пенсионерами. Поскольку же Министерство финансов не производственная организация, выплачиваемый «инвестиционный доход» — это отвлечение средств налогоплательщиков из госбюджета, в ущерб здравоохранению, образованию и прочим необходимым бюджетным статьям.
Такую нашу суррогатную «накопительную» пенсионную систему еще как-то можно было поддерживать до кризиса, пока госказна была профицитной и могла позволить себе «приумножать» пенсионные деньги. Но в кризис бюджету все менее по силам тянуть такое «накопительство». На этом фоне и произошла национализация частных пенсионных фондов.
— Это было правильным решением?
— В общем-то правильным. Держать разные частные НПФ нет смысла, поскольку они не интегрированы ни в какой мировой финансовый рынок, а все выстроены в очередь к одному минфиновскому окошку. Но это не решение проблемы. Да, убрали ненужные элементы, но система от этого не выздоровела, не стала работоспособной. Теперь уже государственный Пенсионный фонд все также присосался к бюджету, и других способов прокрутки денег у правительства нет. Наша накопительная пенсионная система — это классический пример чемодана без ручки.
Накоплена громадная сумма, но она производительно никуда не вкладывается, и сейчас начинают придумывать куда эти деньги деть: банкам отдать или закрыть дефицит бюджета, или раздать людям.
— Вариантов куда деть много пенсионных денег предостаточно…
— Но проблема в том, что Всемирный банк в своих рекомендациях исходил из того, что пенсионное инвестирование должно быть исключительно портфельным, деньги должны вкладываться в финансовые бумаги, но ни в коем случае не в реальное производство. Это – как бы священная корова.
Если бы сейчас правительство решилось и эти денежки вложили бы в электроэнергетику или транспорт, то есть во все то, что, во-первых, нуждается в крупных и долгосрочных инвестициях, а во-вторых, через тарифы контролируется государством, тогда бы сразу были убиты два зайца. Государство превратило бы эти деньги в реальные производственные инвестиции, а пенсионеры получили бы гарантированные сохранность и доходность. Но тут табу — запрет.
— Всемирный банк запретил нам инвестировать в свою экономику?
— Не запретил, а рекомендовал. Но
наших «макроэкономистов» так выучили, что они себе представить не могут, что можно не в бумажки деньги вложить, а в реальную экономику
— С нашим менталитетом и нашим фондовым рынком все понятно. Но поляки? Недавно только на одном украинском сайте была опубликована статья, где украинцы восторгались польской пенсионной системой и ругали свою.
— Как сейчас выясняется, чем больше ты вписан в мировой финансовый рынок и чем больше ты оттуда в свое время получил, тем больше расплата,
теперь начинается откачка ресурсов. Мировой рынок — это не то место, где всё по справедливости и все в выигрыше
Это, если честно, инструмент откачки ресурсов из периферийных экономик. И теперь, когда глобальный финансовый рынок сам в кризисе, он пытается себя спасти за счет безжалостного вытаскивания ресурсов из развивающихся «придатков». Мы-то никогда не подключались всерьез к мировому финрынку и нас, по крайней мере с этой стороны, сильно не выдаивают, а из той же Украины, да и Польши ресурсы утекают.
Казахстанский вариант для Польши: 35 млн долларов на пенсионную реформу