Евгений Гуревич рассказывает о хищениях и взятках в Кыргызстане. Он утверждает, что хочет помочь США вернуть потерянные миллионы долларов. Евгений Гуревич — талантливый 39-летний финансист, выпускник университета Беркли, сейчас работает в библиотеке федеральной тюрьмы города Монтгомери штата Алабама. Он отбывает пятилетний срок за мошенничество, связанное с незаконными торговыми операциями с использованием конфиденциальной информации.
То, как Гуревич в конечном итоге оказался в тюрьме, уж никак не вписывается в рамки заурядной истории с Уолл-Стрит об очередной многообещающей карьере, пошедшей под откос. Эта история настолько запутана, что она граничит с абсурдом, соединив в себе бульварный триллер и черную комедию. И она наглядно показывает, что может произойти, когда правительство заходит в тупик, поверив хитроумному авантюристу.
Гуревич в своем телефонном интервью и в беседах со следователями рассказал, что
был соучастником или свидетелем широкомасштабных хищений и корпоративного взяточничества в Кыргызстане,
малоизвестной стране, некогда входившей в состав СССР. В те времена он даже был «черным бухгалтером», был похищен и впутан в дела итальянской мафии.
Но какой бы запутанной ни была его история, этот, на вид идеальный информатор, дает надежду США на то, чтобы пролить свет на коррупцию в регионе, где непрозрачность и секретность финансовых дел правительства являются нормой.
«Этот парень приземлился аккурат в нужном месте и в нужное время, чтобы ввязаться в сомнительные дела режима», – сказал Александр Кули, профессор политологии колледжа Барнард, который учился в этой центрально-азиатской стране.
Гуревич добровольно поделился своей историей, чтобы помочь команде Министерства юстиции США, которая отслеживает и возвращает украденные деньги бедным странам. Гуревич рассказал, что ради сокращения тюремного срока готов оказать любую помощь в расследовании.
Я приехал в Кыргызстан не для того, чтобы нагло его разорить
Как бы это банально ни звучало, но, когда моя дочь вырастет, я, по крайней мере, хотел бы иметь возможность посмотреть ей в глаза и объяснить, что «ее отец не был ужасным человеком», – сказал он.
Гуревич делится некоторыми подробностями в той давней, предположительно коррупционной истории, с участием бывшего президента Кыргызстана Курманбека Бакиева и его сына Максима. Семья, взявшая под свой контроль Кыргызстан в 2005 году во время восстания, известного как «Тюльпановая революция», когда-то считалась союзником США в борьбе с терроризмом.
Несмотря на это, режим был свергнут в 2010 году, а новое правительство впоследствии заочно обвинило Евгения Гуревича и Максима Бакиева в коррупционных преступлениях. Бакиев был признан виновным в хищении более чем 130 млн долларов США из бюджета страны. Среди других преступлений Гуревич был признан виновным в соучастии в незаконной продаже топливного склада. Гуревич утверждает, что судебные разбирательства не были законными.
Бакиев, который сейчас живет в Саррее, элитном графстве среди холмов к югу от Лондона,
не ответил ни на письмо, направленное ему в резиденцию, ни на запрос о комментариях, сделанный через его адвокатов. Его отец живет в Беларуси, где президент предоставил ему защиту.
Крепкий, круглолицый Гуревич с густой бородой и в очках родился в Москве, а после того, как его родители развелись, переехал со своей матерью в Сан-Франциско в 1990 году. Он стал гражданином США несколько лет спустя и к 1999 году получил степень бакалавра в области бизнеса в Калифорнийском университете в Беркли.
В 2008 году, поработав в Нью-Йорке в качестве международного бизнес-консультанта, Гуревич вместе с партнерами, в том числе и Максимом Бакиевым, создал Кыргызский инвестиционный банк.
Гуревич рассказал следователям, что со временем ему стало известно о «широкомасштабных» коррупционных схемах Бакиева. В том числе — о присвоении денег, выделенных на государственные проекты, а также о получении сумок, полных наличных денег.
Согласно стенограмме, Гуревич рассказал, что в одном из случаев некая компания регулярно подкупала Бакиева «фактически для получения разрешения и права работать в Кыргызстане».
В интервью для «Bloomberg» Гуревич подробно описал, как
Бакиев попросил его забрать из офиса компании сумму в размере 2 млн долларов США в виде взяток
«Я ходил туда заниматься чем-то совсем другим. А он мне говорил: «Пока меня там ждут посылки, ты будешь ходить туда», – сказал Гуревич.
Гуревич также рассказал следователям о предполагаемых взятках, связанных с контрактами на топливо для авиабазы США, использовавшейся в Кыргызстане во время войны в Афганистане.
Описывая инцидент для Bloomberg, Гуревич рассказал, что это произошло в то время, когда он, Бакиев и представитель компании покупали костюмы на заказ у дизайнера, прилетевшего в Кыргызстан из Италии. В своем интервью Гуревич также упомянул, что
в отеле «Hyatt», где они примерялись, он увидел, как некий бизнесмен «передает сумку, полную денег» в качестве взятки Бакиеву
По словам Гуревича, хорошие времена закончились, когда после переворота 2010 года был свержен отец Бакиева.
Гуревич заявил Bloomberg, что Бакиевы, сбежав из Кыргызстана в Беларусь, бросили его, а за содействие в поддержании прежнего режима он был объявлен в розыск. Вскоре
он был захвачен чеченскими боевиками, которые за определенную плату предложили вывезти его из Кыргызстана. Он сумел пересечь границу с Казахстаном, спрятавшись под одеялами на заднем сиденье автомобиля
Адвокат Гуревича, Марк Aньифило, который в течение этих событий находился с ним в контакте, во время вынесения приговора в суде подтвердил данный случай с похищением.
Гуревич заявил, что в конечном счете его спас Максим Бакиев, который разрешил ему полететь в Беларусь на частном самолете семьи Бакиевых. По словам Гуревича, Бакиев потребовал, чтобы Гуревич взял под свой контроль управление его инвестициями, чтобы погасить 2 млн долларов США, которые Бакиев назначил за его освобождение.
Как следует из материалов интервью и документов уголовных дел, вскоре они совместно с двумя осведомителями, базирующимися в Великобритании, предположительно занялись схемами торговли конфиденциальной информацией (двое осведомителей, а также третий из Лонг-Айленда, позже признали себя виновными в преступлениях, связанных с торговлей инсайдерской информацией, но избежали тюремных сроков).
Шли месяцы, а Гуревич, по его словам, отчаянно пытался покинуть Беларусь, где он был «под башмаком» у Бакиевых. Вместе с тем, он стал объектом преследований властей Кыргызстана и Италии – обвинялся в соучастии в схеме уклонения от уплаты налогов, где также была замешана мафия.
У него появилась идея сообщить властям США о схемах торговли конфиденциальной информацией. Он знал, что это повлечет за собой неприятности, но таким образом, по крайней мере, он избежит других сложностей, а его сотрудничество позволит обеспечить ему менее строгое наказание.
Согласно судебным документам,
Гуревич, сотрудничая с правительством США, следующие шесть месяцев записывал долгие часы разговоров с Бакиевым и его партнерами,
пытаясь обвинить их в торговле инсайдерской информацией.
Затем ситуация приняла неожиданный поворот. Гуревич привел в исполнение план по срыву расследования путем перевода в марте 2012 года суммы в размере 6 млн долларов США со счета Бакиева на свой собственный. По словам Гуревича, через три месяца он признался в этом своим государственным кураторам, согласившись на отказ от иммунитета. Он передал 6 млн долларов властям США, у которых данная сумма хранится до сих.
Гуревич сказал, что его цель состояла в том, чтобы превратить себя в проблемного свидетеля и тем самым помешать любому расследованию в отношении Бакиева. А с чего вдруг Гуревич теперь решил ему помочь? Он утверждает, что остается благодарным Бакиеву за укрытие в Беларуси.
Уловка, возможно, сработала. По словам стороны обвинения, вскоре после своего признания
расследование дела о незаконной торговле конфиденциальной информацией в США в отношении Бакиева просто-напросто прекратилось,
а запрос об экстрадиции, ранее направленный в Великобританию, где он жил, был отменен без каких-либо комментариев со стороны правительства США.
Гуревич заявил, что он надеется на то, что активы будут возвращены в Кыргызстан, и что он хочет получить «некоторое признание за помощь, которую он оказал». Тем временем он работает над книгой о своих перипетиях. Рабочее название – «Теневой советник».
«По крайней мере я хочу, чтобы о моей истории услышали», – сказал он.
Источник: Bloomberg