Директор консалтинговой компании BRB Invest Галим Хусаинов на своей странице в Facebook объясняет, как функционирует рынок горюче-смазочных материалов.
«Прочитал внимательно все комментарии к своему посту про ГСМ и понял, что у нас что люди, что национальные компании далеки от реальности.
Мифов очень много, хотел бы развеять несколько мифов и потом уже поговорить о том, что можно сделать, чтобы хоть как-то удешевить бензин в Казахстане. Что, правда, очень проблематично.
Как же так, нефть дешевеет, а бензин дорожает.
Странный у нас народ. Значит, цену на нефть смотрят в долларах США, а ГСМ — в тенге.
Смотрите и тот, и другой продукт в одной валюте и вы заметите, что в долларах и ГСМ дешевеет, и нефть дешевеет, а в тенге нефть не дешевеет (потому что девальвация), а ГСМ дорожает — потому что часть себестоимости ГСМ зависит от доллара США, плюс подняли акцизы после девальвации.
Как же так, нефти много, а бензин все дорожает и дорожает?
Увы, но когда строилась вся нефтяная стратегия, то при продаже лицензий определили, что
30 процентов нефти поставляется на внутренний рынок, а 70 — на внешний.
А крупные участники, типа «Тенгизшевройла» вообще не поставляют нефть на внутренний рынок.
Теперь давайте посчитаем. Добываем 75 млн тонн, из которых 25 млн тонн приходится на Тенгиз, 12 млн тонн — газовый конденсат. И остается 38 млн. Из 38 млн 30 процентов — это 11,4 млн тонн, тогда как потребность наших трех заводов порядка 15-16 млн тонн. Поэтому, на самом деле, учитывая падение добычи с 80 до 75 млн тонн (из-за нашей суперполитики в области недропользования),
мы остались без нефти для собственных заводов.
Еще пару тройку лет такой политики в области недропользования, и наши модернизированные заводы будут стоять без сырья.
У нас некачественный бензин, поэтому он должен стоить дешевле российского, который соответствует Евро-5, а у нас только Евро-2.
На самом деле, открою маленький секрет для многих, но
их качественный бензин Евро-5 гораздо дешевле нашего Евро-2.
Почему так? Потому что при производстве качественного Евро-5 выход светлых фракций в России увеличивается до 85-90 процентов, тогда как у нас едва дотягивает до 60 процентов. Чем больше светлых фракций, тем себестоимость светлых фракций меньше, так как убыток на потери и мазут перераспределяется на светлые фракции. Условно, АИ 92 стоит 500 долларов за тонну, а мазут — максимум 60-70 долларов за тонну.
Вот это три основных мифа, которые имеются у нас на рынке ГСМ.
Наверное есть, хотя их не много.
1. Правильно многие пишут, что нужно устранить посредников. Действительно, в Казахстане парадоксальная ситуация:
недропользователи сами практически не перерабатывают нефть, так как попасть на завод практически невозможно.
Пытаться решить это через рыночные механизмы и корпоративное право в Казахстане — невозможно (увы такая объективная реальность). Поэтому нужно решать законодательно. Внести изменения в закон об обороте нефтепродуктов. Разрешить перерабатываться на заводах только трем категориям участников: недропользователям, самому заводу и тому, кто имеет розничную сеть. Все остальные не могут. Конечно, немного не рыночный подход, но увы, в Казахстане по другому не получится.
2. Налоговые системы России и Казахстана. Увы, но одна из проблем, по которой мы не можем решить вопрос приграничных территорий, — это разные налоговые системы. И чтобы хоть как-то приблизить нашу налоговую систему к российской — единственный выход в этой связи — это внести транспортный налог в стоимость акциза. Тогда формально цена на ГСМ поднимется, но у всех людей не будут затрат на транспортный налог. Уменьшится администрирование налогов, и будет стимулироваться использования альтернативных энергий.
3. Нужно быстрее модернизировать заводы. Как бы банально это не звучало, но за 25 лет мы не построили ни одного НПЗ, все досталось от СССР.
Управление всех заводов, не в обиду будет сказано КМГ, одно из самых ужасных.
Например, возьмем АНПЗ. Вместо того, чтобы построить установки по увеличению глубины переработки нефти, построили установку по ароматике. Кому нужны эти полуфабрикаты без цепочки? В итоге, ароматика еле дышит, так как продавать некому, вся нагрузка по кредиту на данную установку ложится на обычную переработку 40-х годов.
В итоге, потеряли время и не решили проблему с ГСМ, хотя она куда первичнее, чем мифический нефтехимический комплекс, который не известно когда будет построен.
Вместо того, чтобы строить автомобильные заводы с нулевой добавленной стоимостью, лучше уж тогда бы модернизировали именно НПЗ, по ним локализация производства — 100 процентов и гарантированный спрос имеется. Сейчас читаю новости, и понимаю, что модернизируют наши заводу в лучшем случае к 2019 году».