Женские откровения о родственниках-насильниках шокируют. И вредят самим женщинам.
Очень хотелось бы не задеть ничьи чувства, поэтому начну издалека. С противоположной, так сказать, стороны.
Мифы порождены самими структурами нашего сознания, а то и вовсе коллективным бессознательным. Пытаясь заменить их интеллектуальными конструкциями даже чрезвычайно сильные и умные люди переживают болезненную ломку. А уж простые души и вовсе без них никуда.
Один из самых распространенных мужских мифов: все женщины известно кто, всем им надо известно что. Все они лживы, коварны, развратны, корыстны и т. д., и т. п. Стоит нормальному мужику в командировку уехать или просто зазеваться, а она уже с соседом, с коллегой, с водопроводчиком, с первым встречным… Или вообще, извиняюсь, со шваброй. Это уж как фантазия у рассказчика разгуляется.
Дело в том, что миф существует не только для внутреннего потребления, но и для внешнего. Он десятками тысячелетий пересказывался у охотничьих костров, в дальних плаваниях, в тюрьмах, в армии, в темных подъездах между глотками контрафактного алкоголя… Словом, в сугубо мужских компаниях. Парадоксальным образом он мирно соседствует с другим мифом – о Пенелопе, Сольвейг, Татьяне Лариной — словом, о Женщине, Которой Можно Верить.
Но мы сейчас не о Пенелопе. Мы о мифе номер один. Между прочим, Пенелопа тоже была окружена бабами, которые все были «известно кто». Поэтому Одиссей, воротясь домой, вынужден был в воспитательных целях поголовно всех поубивать. И согласно мифу, вернувшийся из командировки мужик должен вести себя примерно как Одиссей. То есть круто! Тут варианты опять-таки зависят от воспаленности фантазии рассказчика. До смертоубийства, правда, в наше время доходит редко, но порой сюжет приобретает экстремальные формы. Как-нибудь пострашнее и понепристойнее (месть непременно должна носить сексуальный характер) над изменщицей и её любовником поглумиться, «опустить» их по полной да ещё желательно прилюдно. Кстати, в некоторых вариантах рассказчик сам и является любовником. Поразительно, но это ничего не меняет в структуре мифа. Коли так, значит её муж – не мужик, а полная тряпка, и за это достоин наказания. В любом случае, герой торжествует над развратной хтонической гидрой!
Стоит ли добавлять, что чаще всего ничего такого с рассказчиком не случалось? Или случалось, но вовсе не так. И что сам он, возможно, жалкий подкаблучник или дремучий девственник, осаждаемый подростковыми сексуальными страхами. Но это неважно. Важен мифологический цикл. Я встретил её. Она с виду была… А потом она оказалась… Ну и я! О-го-го!! По самые помидоры!!! Знай наших!!!
Слушать такие истории противно. И, конечно, по всем рыцарским канонам надо бы сразу рассказчику по морде — пусть давится собственными сексуальными фобиями! Увы, даже в досетевую эпоху это часто было физически невозможно. А по большому счету и бессмысленно.
Устойчивость мифа объясняется тем, что внутри него заложена некая не буквальная, а пресловутая «сермяжная», что ли, правда. И заткни сегодня рот одному идиоту — в следующий раз, как у костра усядемся, непременно кто-то другой затянет ту же песнь. Мужчина и женщина – существа, действительно, очень разные, а уж в сексуальном-то отношении и вовсе противоположные. Это приводит к взаимным фобиям. Избавиться от них невозможно. Следовательно, надо как-то упорядочить. Этим целям миф и служит. Гони его в дверь – влетит в окно. Бороться с ним – все равно, что запрещать сетевой флешмоб #яНеБоюсьСказати.
Да-да-да! Именно к нему-то, родимому, я и клонил. Женский миф представляет собой зеркальное отражение мужского. И такое же упрощенное, пошлое, иррациональное истолкование трагически неразрешимой проблемы.
«Все мужики – известно кто, им только этого одного и нужно. И сколько я себя помню, они прохода мне не давали, за каждым углом я натыкалась на эксгибиционистов, педофилов и других каких-нибудь извращенцев. А этот страшный лифт!.. А эти подъезды!.. А бабайки в подвалах!.. И вот я боялася раньше сказати, а теперь разбоялася и коль скоро у вас тут такой уютненький флешмобчик, я тоже подброшу поленце в костер, на котором мы сожжем насильников и сексистов! А нэ боюся ничого!»
Например, анонимные участницы не боятся, что кто-то проверит их «сказания» на предмет соответствия фактам.
Увы,
насилие (в том числе, по отношению к женщинам) существует в этом мире, также как в нем существуют смерть, болезни, потери близких,
стихийные бедствия и техногенные катастрофы. Оно отвратительно и ужасно. С ним надо бороться, какой бы тяжелой и неблагодарной эта борьба ни была. И какими бы микроскопичными не оказались успехи. Но с этой борьбой не надо путать выкладывание в соцсетях фотографий своих филейных частей, как это делала одна посмертно прославившаяся пакистанская девушка. Девушку жаль, но её стараниями, как известно, насилия в мире стало не меньше, а больше.
Бесстрашный флешмоб уже разоблачили все, кто могли — и сексологи, и правоохранители, и психиатры. Говорили и о его практической бесполезности – бороться с насильниками можно только немедленным обращением в соответствующие органы, которые, конечно, работают скверно, но право же, не на сто процентов состоят из «известно кого». Указывали и на потенциальную опасность интернет-откровений как своеобразного «афродизиака» для настоящих маньяков и невыдуманных насильников. Эти беспрестанно шарящие по соцсетям граждане легко могут быть спровоцированы на реальные преступления. А если говорить о психологических травмах, то
тем, кто действительно подвергался насилию и хочет своей болью поделиться, полезна будет помощь квалифицированного психотерапевта
и общение в соответствующей группе, а не участие в бесконтрольном сетевом балагане.
Говорили о явной фальши, о литературщине многих историй, о забавных оговорках-проговорках их авторесс. Тут, действительно, попадаются шедевры. Выбираю навскидку из самых пристойных:
«При подходе к дому перекладываю его /газовый баллончик/ в карман и держу палец на кнопке распыления. Мое напряжение в момент захода в подъезд так велико, что если кто из соседей резко шагнет мне навстречу, я автоматически брызну ему в лицо».
Авторессе, видимо, невдомёк, какой изощренный порнографический текст она написала! А вот менее изящный ассоциативный образ – от явной любительницы садомазо (и, видимо, очень грамотной журналистки):
«Несколько лет назад я писала материал про женщину, которая в метро схватила за руку мужчину, залезшего ей под юбку, и лично отволокла ЕЁ в отделение милиции».
А рука, наверное, кричала и сопротивлялась? Или юбка? Или женщина, «про которую» журналистка «писала материал»? А
если она отволокла все-таки мужчину, то как надеялась доказать его вину? Зафиксировав руку под юбкой, что ли, отволокла?..
Cвят-свят-свят! Нет, женщина – вечная тайна!
Говорили и о подозрительном сходстве флеш-моба с мужефобскими перформансами Pussy riot или Femen. Всё так. Но главная опасность акции #яНеБоюсьСказати, как мне кажется, в другом. Ведь если в «мужском» мифе рядом с развратными тварями притулилась верная Пенелопа, так и в женский изначально заложен рыцарь – Персей, Рустам, Добрынюшка какой-нибудь — спасающий Андромеду от дракона… Да и само чудище на каком-то этапе может перековаться и обернуться сказочным принцем (см. «Аленький цветочек»). То есть мужчина не вовсе безнадежен. Главное — найти своего, единственного(-ую). К этому и сводится положительный посыл обоих мифов. Феминистский флешмоб на эту традицию и покушается. Ишь, чего захотели, шовинисты мужские – сиди их и жди! Не для них я такая красивая и мегасексуальная родилась – вон сколько лайков мои ягодицы собрали ВКонтакте!
Особенно вреден флешмоб для сознания подрастающих девочек – приучает видеть в каждом мужчине потенциального врага и насильника,
а в самом невинном разговоре или жесте – что-то извращенно-маниакальное. «На той стороне» все поголовно чудовища, включая, как мы видели, всех соседей и родственников мужского пола. Пойдешь к врачу, так ведь и он непременно под мини-юбку залезет. Или в декольте заглядится. Так что на всех надо «брызнуть», всем руки поотрезать, глаза повыкалывать и в милицию сдать! Ах да, и там ведь тоже сплошные они…
Казахстанки рассказали о родственниках-педофилах
Революционный флешмоб из Украины подхватили женщины Казахстана