Какие бы несправедливые решения не принимались властями, наш народ не способен на реальные протестные действия. Зато онлайн-протесты становятся все популярнее. Такое мнение высказал порталу 365info известный юрист Жангельды Сулейманов.
Сейчас в интернете активно обсуждают поправки в КоАП. Министерство юстиции создало специальные ресурсы в социальных сетях, где все казахстанцы могут внести свои предложения по улучшению административного законодательства. Эти необычные инициативы власти — пыль в глаза? Или же наши граждане реально могут повлиять на ключевые положения закона, предложенного им на интернет-дискуссию?
— Нет, я думаю. Дело в том, что у нас очень низкая правовая и гражданская активность. Не могу понять, что влияет на казахстанцев, почему у нас такой очень пассивный, инертный народ, который не хочет защищать свои реально нарушенные права, — говорит Жангельды Сулейманов. — Хотя механизм общественного обсуждения разработан весьма действенный с точки зрения эффективности, но, повторюсь, он теряет всякий смысл, если наше общество не будет его использовать.
Закон предусматривает обязательное рассмотрение всех предложений от граждан. Если человек в доступной форме что-либо обоснованно предложит, то разработчик обязан сделать оценку данному предложению и либо принять, либо отказаться от него. Подчеркну — это должно быть обоснованно.
Но существует и вторая составляющая — это активность наших граждан и их юридическая грамотность. Ведь для того, чтобы что-то обсуждать, необходимо знать и право, и практику.
— С другой стороны, когда штрафы повышали, народ очень активно возмущался и на форумах, и в соцсетях.
— Одно дело на работе сидеть и от безделья комментировать непрофессионально, а другое дело все изучить и дать действенное предложение.
— И все же предложения от населения в минюст поступают достаточно активно. Как считаете, если поправки в КоАП не учтут пожелания народа, это вызовет недовольство? Народ выйдет на митинги?
— Только на митинги в соцсетях. Какие бы несправедливые решения не принимались властями, наш народ не способен на протестные действия.
У нас земельный митинг был, но там возможно организация какая-то была,
надо ведь, по крайней мере, кому-то объявить место и время митинга…
— Законы пишут таким тяжеловесным и малопонятным языком, что даже их авторы, плохо понимая, что написали, трактуют законы по-разному, а что говорить про среднестатистического казахстанца.
— Законы не должны предполагать двойного толкования, они должны быть написаны четко и очень конкретно, я давно об этом говорю. Тем не менее,
у нас много норм, которые написаны непонятно — двух- или трехсмысленно, и это порождает нарушение прав граждан
— В чем причины появления таких законов, которые как дышло?
— Причин две. Во-первых,
все стараются лоббировать свои какие-то меркантильные интересы, поэтому в законах остаются лазейки
Второе — это неопытность разработчиков. То есть
люди, которые не знают практики и достаточно слабы теоретически в знаниях юриспруденции, составляют такие нормы, которые ущемляют права граждан
Но пока наши законы переписывают, а это долгий процесс — год или два как минимум, тысячи граждан пострадают. Могу привести некоторые нормы прямо сейчас. Была раньше в исполнительном производстве такая норма — если компания имела задолженность, например, по судебному решению, то накладывали запрет на выезд на все правление, а это 10-15 человек. Сейчас эту норму переделали, и отвечает только один руководитель.
— Вы считаете, что у нас власть готова идти навстречу людям, а народ не готов этим воспользоваться?
— Да, совершенно верно. У нас президент говорит — создавайте общественные советы, ходите на выборы, почему жалуетесь, что в маслихатах сидят не те люди, вы же их и выбираете! Власть говорит — возьмите инициативу в руки! Но никто не хочет этим заниматься. У нас вся активность заканчивается комментариями в соцсетях и на каких-то сайтах. Причем активность не конструктивная, а больше негативная.
— А если фундаментальные принципы противоречат настроениям народа? Вот почему у нас такие драконовские штрафы? Явно это не пожелания общественных масс.
— Это полностью вина разработчика. Любые нормы, особенно в части размеров штрафов, должны быть экономически обоснованы.
А у нас как получается? Мы считаем корзину потребительскую в 20 тысяч тенге, тогда как штраф за парковку на месте для инвалидов превышает 100 тысяч тенге
Это в пять раз больше прожиточного минимума. Но
если у нас прожиточный уровень 20 тысяч, отсюда и надо исходить. Штрафы должны быть не более 25% от прожиточного уровня.
Так получаются двойные стандарты. И не надо ссылаться на Европу. Во-первых, там намного меньше штрафы, а во-вторых, прожиточный уровень гораздо больше.
Новые штрафы для водителей: минюст обсуждает суммы с общественностью
Как Facebook становится важнее парламента Казахстана