Может быть, конец истории когда-нибудь наступит, и народы всего мира (или хотя бы Европы) сольются в братских объятиях. Но пока этого ещё не случилось, вспомним, что человечество выдумало целую науку под названием геополитика, которая изучает международные отношения, в частности причины создания и распада союзов, и даже претендует на открытие универсальных в этой области законов. С каким бы скептицизмом мы к ним не относились, нельзя не признать, что нынешняя история с «брекситом» служит почти идеальной иллюстрацией к учебникам по геополитике.
В любом из них вы прочтёте, что после Великих географических открытий мир стал складываться в единую политическую систему. И в ней сразу же определилась линия разлома между так называемыми океаническими и континентальными цивилизациями. Первые контролируют, естественно, океаны, торговые и военные пути по ним. Вторые – внутренние регионы материков. Они вынуждены затрачивать большую часть своих сил на освоение огромных пространств, удержанию границ, поэтому менее открыты переменам и «веяниям времени», склонны к тоталитаризму, традиционализму, фундаментализму и к другим нехорошим «измам».
Если мы предположим, что геополитические законы, как и любые другие, универсальны и обратной силы не имеют, то окажется, что вовсе не экономика, а, скорее, география диктует государству его внутреннюю ценностную ориентацию. Становясь членом ЕС и формальным образом принимая его принципы и установления, институции и риторику, государство, просто в силу географического положения, продолжает развиваться по материковому типу. И дело тут не в капризах тех или иных политиков, не в пресловутых «чаяниях» народных масс, даже не в корыстных экономических выкладках. «Материковая» природа настолько сильна, что старые, действительно океанические страны ЕС испытывают все большее смущение, ближе знакомясь с медвежьими ухватками своих новых соседей по общеевропейскому дому. И все меньшее желание с ними в одном доме пребывать.
Если бы брюссельские еврочинуши читали учебники по геополитике, они бы давным-давно сообразили, что проникновение ЕС на территории, традиционно принадлежащие материковому типу, должно иметь разумные границы. Что
не стоит особенно спешить ни с Румынией, ни с Болгарией, ни с Венгрией, а тем более лицемерно строить глазки Турции
и танцевать венский вальс с привыкшей к гопаку Украиной. Ницше говорил, что если долго всматриваться в бездну, то бездна начнет всматриваться в тебя. История с невозвратимыми греческими долгами, миграционный кризис заставили — и ещё многих в ЕС заставят — почувствовать на себе этот взгляд бездны и отпрянуть от её края. Брексит – это рефлекторная реакция океанической цивилизации, отторгающей слишком крупные и слишком плохо перевариваемые куски цивилизации материковой.
Поэтому весь горестный плач, который поднялся на Западе по поводу брексита — мимо кассы. Допустим, что Обама и Камерон искренне говорят о важности сохранения ЕС. Допустим, что шотландцы и североирландцы и вправду с целью остаться в ЕС проведут собственные референдумы об отделении от Англии. Предположим, что антибританские филиппики, звучащие в Брюсселе, и апокалиптические беды, которые сулят британской экономике тамошние эксперты — не только дань эмоциям. Может быть каким-нибудь хитрым тактическим приемом удастся на этот раз «замять» и отсрочить реальный брексит. Но Британия сейчас или через пару лет непременно уйдет, какие бы вполне реальные убытки она не понесла. Океаническая конвульсия совершенно неизбежна. И, возможно,
Британия уведет следом за собой тех, кто изначально естественным образом находился в океаническом гравитационном поле
– Северную Европу, Португалию, может быть Францию. Остальная Европа станет тем, чем и должна быть, то есть частью материковой цивилизации или лимитрофом — пограничной зоной.
Будущее Великобритании не с Европой в её географических границах, а с США. «Океанические» милые бранятся – только тешатся. Никогда и ничто не поставит под вопрос «особые отношения» США и СК. ЕС, все более погрязающий в евразийских проблемах, все менее управляем. Для Америки, конечно, удобно было иметь в нем свое постоянное шило – Великобританию. Но и теперь получилось неплохо – Европа все равно не сможет игнорировать Соединенное королевство и вынуждена будет тратить силы и средства, чтобы утрясти новые с ним отношения. А там, глядишь, и ещё какой-нибудь конфликт подоспеет, который надолго лишит возможность ЕС конкурировать с США.
Таковы законы геополитики. И они, надо сказать, бывают крайне равнодушны к отдельно взятому человеку.
А впрочем, существуют ли они вообще, эти самые законы? Вот в чем вопрос! — как говорил один довольно симпатичный представитель океанической цивилизации.