Сразу после ликвидации очагов терроризма в Актобе казахстанские власти принялись искать ответ на пресловутый вопрос: что делать? На заседании Совбеза РК президент Казахстана Нурсултан Назарбаев сообщил: «Пришло время усилить наше законодательство, провести анализ программ, принятых по этой части, и внести соответствующие изменения». Что стоит за словами президента — анализирует известный казахстанский политолог Замир Каражанов.
«На проявления политической нестабильности Астана ответила кадровыми перестановками, — отмечает политолог. — Так, пост вице-премьера в правительстве получил глава минсельхоза Аблай Мырзахметов, ранее он возглавлял Южно-Казахстанскую область и был зампредом партии власти «Нур Отан». Кроме навыков хозяйственника, он имеет идеологический опыт работы, что важно на посту главы минсельхоза. Ведь земельные реформы, начатые правительством, чуть не привели к массовым митингам в стране. И как сказал глава государства, причина этого – слабая информационная работа правительства. Теперь этот задел предстоит ликвидировать А. Мырзахметову.
Еще одной мерой предупреждения нестабильности в РК станет создание Национального бюро по миграции. Утверждать, что миграция была «ребенком без присмотра», не будем. Но этой проблемой занимались несколько ведомств. В итоге, «дитя при семерых няньках» осталось без внимания. А ведь
миграция порождает не только хаос, при правильном подходе она может обеспечить рост ВВП
Государству в лице нового бюро следует определиться, что оно желает получить в конечном итоге.
Перемены ждут и религиозную сферу. Глава Актюбинской области Бердибек Сапарбаев по горячим следам событий распорядился ужесточить контроль над зарубежными религиозными организациями. Скорее всего, этим дело не ограничится. Существующее законодательство, регулирующее религиозную деятельность, не помогло избежать всплеска насилия. В связи с этим следует ждать поправок в действующие законы.
Что же касается правоохранительных органов, то Нурсултан Назарбаев на заседании Совбеза РК дал положительную оценку и даже предложил усилить их статус. «На все факты нападения, неуважения к полицейским должна даваться жесткая правовая оценка со стороны правоохранительной системы, – сказал президент. – Человек в форме должен быть под особой защитой государства, ему должна быть гарантирована неприкосновенность во время исполнения служебного долга».
Но…
как показывает опыт Израиля, который часто приводят в пример другим, успех борьбы с терроризмом зависит не от правового статуса полицейских, а от их профессионализма
Чтобы противостоять «чуме XXI века», требуется больше средств выделять на подготовку сотрудников силовых структур. Но даже этого недостаточно, чтобы победить терроризм. Необходимо также, чтобы активное участие принимало общество. А это вопрос не столько нового законодательства, сколько укрепления доверия населения к государственным институтам. А здесь тоже дел непочатый край.
В свою очередь глава казахстанского правительства Карим Масимов дал поручение Министерству здравоохранения и социального развития РК «в течение месяца кардинально пересмотреть подходы к работе с проблемной молодежью с целью обеспечения ее трудоустройства». Государство должно держать руку на пульсе данной проблемы, учитывая, что ситуация в данной сфере не столь критичная, как в арабских странах накануне их «политической весны».
Так, в Казахстане доля молодежной безработицы составляет 4,5% (в 2013 году было 5,2%), что ниже общего показателя безработицы по стране, который по данным за май этого года достиг 4,9%.
Проблема не в занятости молодежи, а в том, что государство проигрывает идеологическую борьбу за души молодых людей. Ведь в событиях в Актобе принимали участие не только работающие, но даже семейные молодые люди.
Перед нами «проблемное поколение», которое не думает о родных, близких, окружающих и может принять участие в сомнительных авантюрах
В Казахстане и ранее говорилось о том, что хромает идеологическая работа государства, а бюджетные деньги неэффективно проедаются. Теперь же наступаем на брошенные грабли…
Давая политическую оценку беспокойным событиям в стране, глава государства сделал заявление о призраке революции, который бродит по стране. Как сказал Н. Назарбаев, «мы все знаем, что так называемые цветные революции имеют различные методы и начинаются с надуманных митингов, убийств, стремления захватить власть. Эти признаки проявились и у нас».
Стабильность долгое время оставалась визитной карточкой Казахстана на постсоветском пространстве. Теперь, по словам президента, страна утратила такой статус. Причин тому несколько. Одна из них сводится к тому, что динамичное развитие экономики в 2000-х годах не отразилось на структуре населения. Хотя уровень доходов людей вырос, в стране не появился массовый средний класс. Его доля, по разным оценкам, колеблется от 20% до 30%, а по меркам развитых стран должна превышать 50%. Отметим, что средний класс как раз и выполняет стабилизирующую функцию в обществе.
Его «дефицит» ведет к тому, что задача обеспечения стабильности ложится на плечи государства, которое обладает для этого монополией на насилие. Но как показывают последние события, это не самый лучший путь развития.
Оптимальный вариант – это сокращение разрыва между богатыми и бедными людьми и за счет этого формирование массового среднего класса
Угрозы терроризма заставили задуматься и об экономических перспективах. Тем более, что Актюбинская область занимает второе место по объему привлеченных инвестиций в Казахстане. Незадолго до терактов о бизнес-возможностях региона зарубежным дипломатам рассказывал глава области Бердибек Сапарбаев. За последние пять лет вложения в основной капитал достигли 12,6 млрд долларов, 36% из них – прямые инвестиции. Причем, по словам спикера, деньги поступали в реальный сектор местной экономики.
Всплеск насилия в Актобе насторожил зарубежный бизнес. По словам премьер-министра Карима Масимова, «ряд внешних инвесторов выражает определенную обеспокоенность по ситуации в Казахстане и сохранности внутренних инвестиций». Есть вероятность, что теракт вызовет отток капитала из Казахстана. В связи с этим глава правительства поручил усилить меры безопасности и провести разъяснительную работу среди бизнеса.
Точка зрения спорная. Не всегда террористические угрозы приводят к бегству капиталов. Конечно, можно вспомнить теракт 2001 года, когда на США было совершено нападение «Аль-Каиды». Событие привело к тому, что арабские шейхи поспешили вывести деньги из американской экономики в другие страны общим объемом свыше 500 млрд долларов. Но не теракта они испугались, а многочисленных исков в суд, многомиллионных компенсаций и арестов счетов.
Серия терактов в Испании в 2004 году, в Великобритании в 2005 году, прошлогодний массовый расстрел во Франции вызвали легкую панику на финансовых рынках. Но при этом никто никуда не бежал. Во-первых, теракт – это не затяжная война, а одномоментный акт! Во-вторых, инвесторов по большей части тревожат условия работы, инфраструктура, гарантии того, что правовая система позволит им защитить свои бизнес.
Безопасность выступает только одним из элементов инвестиционного климата. Поэтому теракты в развитых странах не приводили к массовому оттоку инвесторов. Они бегут от отвратительных условий работы, которые создают им чиновники. Поэтому
достойным ответом на теракты в Актобе должны стать не обещания, а четкие меры по стимулированию деловой активности как в регионе, так и в Казахстане в целом
А ведь больше всего донимают предпринимателей не доморощенные террористы, а чиновники. Удается им это делать на поприще проверок. «Из 12 тысяч обращений 4 800, это 42%, оказались предъявлены незаконно к нашим предпринимателям со стороны государственных органов», – отметил председатель президиума НПП «Атамекен» Тимур Кулибаев.
«Любопытное совпадение: в дни, когда в Актобе шла перестрелка, в Саудовской Аравии принимали программу «Перспектива 2030», — заканчивает Замир Каражанов. — Ее суть состояла в глубокой диверсификации арабской экономики, которая сильно подсела на нефтяную иглу. В качестве первоочередных мер Эр-Рияд назвал сокращение чиновников и приватизацию госсектора». Это неплохой план действий не только для Актюбинской области, но и для всего Казахстана, где разговоры о приватизации нацкомпаний ведутся с конца 90-х годов прошлого века…