«Параметры республиканского бюджета прошлого года в основном исполнены. Но насколько эффективно?!». Таким вопросом задалась депутат, секретарь Комитета мажилиса по финансам и бюджету Татьяна Яковлева.
Депутат считает, принимая действующий Бюджетный кодекс, говорилось о переходе на среднесрочное бюджетное планирование.
— В настоящее время утверждаем трехлетний бюджет, однако он неоднократно уточняется и корректируется, по одним и тем же позициям в течение одного финансового года показатели то увеличиваются, то уменьшаются, — заявила Татьяна Яковлева.
Кроме того, по мнению Яковлевой,
многие показатели целевых индикаторов необоснованы, они не отражают конечный результат и эффективность
В отчете Счетного комитета приведены факты, когда плановые значения показателей целевых индикаторов занижены или их нет, — считает она:
— Например, по госпрограмме «Саламатты Қазақстан» плановые показатели по некоторым целевым индикаторам на 2013-2015 годы достигнуты еще в 2011-2012 годах; по 11 пунктам мероприятий вообще нет показателей, позволяющих определить, достигнут результат или нет. Это совершенствование медицинской помощи, оказываемой людям пожилого возраста (геронтологической и гериатрической помощи). Депутаты мажилиса также отмечали низкую эффективность реализации Национальной скрининговой программы.
Да, по показателям все соответствует рекомендациям ВОЗ и евростандартам. Но необходимо корректировать показатели с учетом национальных особенностей, уровня и качества жизни, ведь больных меньше не становится, — считает Татьяна Яковлева. Кроме того, парламентарий отметила, что
есть проблемы при планировании и закупе лекарственных средств медицинскими организациями: их или недостает, или остается в избытке
Она привела пример с онкодиспансером в Семее, который в эксплуатацию не введен, а 6 млрд тенге освоены.
— Почему средства перечислялись? Получается, со стороны администратора не было контроля, — недоумевает депутат. Другой пример касается программы «Нұрлы жол». — По данным отчета правительства, не освоено всего 638,8 млн тенге. Однако далее указано, что местными исполнительными органами не освоено 2 млрд тенге, Холдингом «Байтерек» 62,4 млрд тенге. По логике, если это одна программа, то неосвоение составляет более 65 млрд тенге? – спрашивает депутат.
Также Татьяна Яковлева привела еще несколько примеров.
— Непонятная ситуация и по направлению «жилищная программа».
Не освоено 25 миллиардов тенге, а в процентном отношении — перевыполнение (106,6%). Такое возможно, если только заложить средства сверх потребности
По Государственной программе «Информационный Казахстан – 2020» в 2015 году предусмотрено внедрение четырех информационных систем на сумму 6,5 млрд тенге, по факту введена в эксплуатацию только одна. Три информационные системы стоимостью 6,1 млрд тенге не введены в промышленную эксплуатацию. По плану, показатель «автоматизация информационного взаимодействия государственных органов» должен достигнуть уровня 80% в 2017 году, а по факту 99,96% достигнуто в 2015 году.
Низкая эффективность использования бюджетных средств и у субъектов квазигосударственного сектора, — подчеркнула депутат. — В отчете Счетного комитета приведены примеры, когда субъектами квазигосударственного сектора необоснованно привлекались заемные средства в иностранной валюте на внешних рынках. Из-за внешних заимствований АО «НУХ «КазАгро» только на курсовой разнице 2015 год завершил с убытками — 94,4 млрд тенге.
В 2015 году перечислены 9,2 млрд тенге в виде целевого вклада в АОО «Назарбаев университет» на строительство Национального научного онкологического центра в г. Астане и т. д. По данным отчета правительства, в отчетном году сделано немного: заключен договор подряда, ведутся переговоры по заключению контракта с французской компанией. В данном случае хочется отметить, чтобы не повторилась ситуация, как с «Холдингом «Касипкор», когда деньги были перечислены в полном объеме, а колледжи не построены.
Согласно отчету Счетного комитета, в 2015 году из общего объема финансовых нарушений 44,3%, или 526,4 млрд тенге приходятся на несоблюдение норм Бюджетного кодекса, значительная часть нарушений приходится на превышение цены договора над сметной стоимостью проекта без корректировки ПСД (62%).
Первоначальная сметная стоимость инвестиционных проектов на 2015 год увеличилась на 88,7 млрд тенге. Основными причинами такого увеличения являются образование курсовой разницы, включение дополнительных объемов работ, ранее не учтенных в утвержденной технической документации, внесение изменений в утвержденный перечень оборудования, уточнение площадей строительства, изменение проектных решений и т. д. Практически все причины носят субъективный характер, — сказала Т. Яковлева.
Депутат заявила, что при реализации инвестиционных проектов в регионах нарушаются нормы Бюджетного кодекса и закона «О государственных закупках». Также
местными исполнительными органами не соблюдаются требования Бюджетного кодекса в части своевременного и обязательного софинансирования проектов из местного бюджета,
что приводит к срыву сроков ввода инвестиционных проектов, образованию кредиторской задолженности и нагрузке на республиканский бюджет.
Например, без софинансирования из бюджетов Восточно-Казахстанской области реализовано 132 проекта (3,1 млрд тенге), в Западно-Казахстанской области — 94 проекта (1,3 млрд тенге) и т. д. В Уральске проекты по водоснабжению новых микрорайонов и реконструкции второй нитки водопровода сметной стоимостью 1,2 млрд тенге не реализованы. Аналогичные факты установлены в г. Астане, Актюбинской, Алматинской, Атырауской и Южно-Казахстанской областях.
— Вышеуказанные факты имеют место быть, так как в настоящее время низкая эффективность бюджетного планирования, нет четкой взаимосвязи между расходами и конкретными результатами, — отметила Татьяна Яковлева. — Когда нет четких критериев оценки эффективности использования бюджетных средств, существенно усложняется процесс планирования, снижается ответственность администраторов бюджетных программ за определение и достижение целей, возникают стимулы к постоянному «раздуванию» расходов.
Депутаты неоднократно поднимают данные вопросы, — подвела итог Татьяна Яковлева. — На встречах
избиратели задают ряд вопросов, на которые депутаты не всегда могут дать полные ответы, так как со стороны правительства нет исчерпывающей информации
Поэтому депутаты направляют запросы, на которые также получаем формальные ответы, являющиеся «отпиской». Из-за отсутствия аргументированной подробной информации депутаты затрудняются ответить избирателям. Из ответов, полученных от правительства, у государственных органов возникает еще больше вопросов.