Теневой рынок валюты в Казахстане начинает расти — на такие мысли наводит снижение спроса на доллары в мае. Другое возможное объяснение — резкое снижение импорта, что указывает на более глобальную и плохую тенденцию — кризис углубляется.
Мы уже писали о возможном нарастании повышенного спроса на доллары как на рынке наличной валюты, так и на бирже.
Причина роста курса доллара: весной возобновился рост реальных денежных доходов населения, а у банков появился значительный объем избыточной тенговой ликвидности
Увы, после небольшого роста упомянутых доходов в марте статистики сообщили об их резком падении в апреле по сравнению с тем же месяцем прошлого года на 6%. На то, что покупательная способность населения снижается, указывает также снижение розничного товарооборота в январе-мае на 1,3%, а объема оптовой торговли – на 6,9%.
При такой грустной официальной статистике вполне закономерным выглядит падение в мае объема продажи долларов населению до минимального значения за время правления в Нацбанке Данияра Акишева — $439 млн. К апрелю снижение составило 15,3%, а к месячному максимуму за этот период, достигнутому в декабре ($1 млрд. 668,2 млн), — в 3,8 раза! При этом обменные пункты вновь купили у населения больше американской валюты, чем продали, — $622,8 млн, что также является минимумом за время руководства Нацбанком г-ном Акишевым. Такая тенденция сохраняется с февраля, и
поначалу в Нацбанке выражали оптимизм по эту поводу, говоря об успехах дедолларизации
Однако объяснить, как при этом прилавки наших базаров, барахолок и магазинов продолжают исправно заполняться импортными товарами, большая часть которых закупается за наличную валюту, в Нацбанке пока не смогли.
Молчание хранит регулятор и по поводу усиливающейся ориентации населения на российский рубль. Тем временем
продажи рубля в обменниках в последнее время остаются на стабильно высоком уровне в отличие от доллара,
хотя и уменьшились в мае по сравнению с апрелем на 9,2%, до 9,7 млрд рублей. Зато объем покупки этой валюты у населения поднялся до месячного максимума в 3,39 млрд рублей за время правления г-на Акишева в Нацбанке. На этом фоне вполне очевидным выглядит снижение интереса казахстанцев к единой европейской валюте, продажи которой обменниками составили в мае 54,1 млн евро со снижением к апрелю на 8,0%, тогда как объем ее покупки у населения вырос на 16,1%.
Покупка/продажа наличной иностранной валюты обменными пунктами РК, млн единиц.
Источник: Национальный банк РК.
На бирже последний месяц весны ознаменовался падением оборотов по доллару на своп-рынке до месячного минимума в $3,3 млрд – в 1,7 раза меньше к апрелю и в 4,1 раза меньше к максимуму, достигнутому в ноябре, когда г-н Акишев был назначен председателем Нацбанка. Такая тенденция означает, что у банков второго уровня и в самом деле появилась тенговая ликвидность. А на спот-рынке в мае по сравнению с апрелем объем торгов по американской валюте снизился на 9,2%, к максимуму в декабре – в 1,9 раза. Тут уж Нацбанку радоваться нечему, ибо клиенты банков покупают валюту на бирже для расчетов по внешнеторговым сделкам, и раз уж обороты здесь падают, то сокращается и импорт. Кстати,
объем ввоза товаров в Казахстан из-за рубежа сократился за январь-апрель на 27,7%
Куда в таком случае банкирам девать избыточную ликвидность – как тенговую, так и долларовую, — вопрос, как говорится, риторический.
Объемы торгов долларом США на Казахстанской фондовой бирже (KASE), млн USD
Источник: KASE