Мади Раимов живет в городе Актобе. Он поделился своей версией событий последних дней. Что испытали мирные жители во время пугающих событий? Читайте из первых уст:
Воскресным днем, находясь дома, откинув все свои дела, занялся чтением книг. И вдруг мой покой прервал мобильный звонок. Звонил мой старый знакомый.
— Алло, как дела, ты слышал, что в городе происходит? — сразу выпалил он.
— Что? – недоуменно отвечал я.
— Захватили оружейный магазин «Пантера», который находится в старой части, и оружейный магазин «Паллада» по ул. Есет-батыра.
— Как захватили?
— Вот так и захватили, — ответил он и отключился.
Я тут же оделся и поехал, где происходили события. В первую очередь поехал к оружейному магазину «Паллада»,
часть квартала была отцеплена полицией, стояла пожарная, никого не пропускали и никого не выпускали.
Возле места происшествия стояла толпа зевак, у одного я спросил:
— Что происходит?
— Опять ваххабиты захватили магазин.
— И где они?
— Не знаю, но тут была перестрелка, они выбегали. Да толком никто ничего не знает! Знают, что у «Вечного огня» была перестрелка, кто-то во двор из захватчиков побежал.
— И все? – спросил я.
И тут подошел другой мужчина и говорит:
— Нет, не все, убили продавца в магазине и тут же захватили автобус первого маршрута, многие пассажиры смогли сбежать, но там оставались еще большое количество людей. И отсюда поехали захватчики в Воинскую часть. Говорят, в воинской части по Есет-Батыра и возле «Филармонии» идут перестрелки.
Сев в машину, направился в сторону «Филармонии»,
там тоже было все перекрыто автобусами и оцеплено полицейскими в бронежилетах, в руках у каждого из них был пистолет.
Оставив машину подальше, пошел к воинской части, но ближе 30 метров никого не пропускали. Вокруг стояла толпа людей, все с любопытством смотрели в сторону воинской части. В центре оцепленной дороги стояли полицейские, пристально наводя оружие на тех, кто летел вперед на машине, тем самым давая понять, что надо им разворачиваться.
Подойдя к толпе, я спросил их:
— Что тут происходит?
— Да тут захватили автобус с пассажирами, они находятся в воинской части.
— И что, они не выпускают? Есть жертвы? – спросил я.
— Да, есть жертвы среди пассажиров, говорят немало их! В два часа начался захват тут, и как они успели заехать в воинскую часть? – негодовали в толпе.
С военной части выехала скорая помощь.
Тут неожиданно ворота воинской части открылись и вышел военный в камуфляже спецназовца, держа за руку пятилетнюю девочку,
ведя ее дальше от места событий. К этому спецназовцу бежала женщина. Остановившись возле него, взяла ребенка и крепко прижала, плача. Быстро взяв ее в руки, она ушла от военной части.
— Вот и заложники, — кто-то из толпы высказал.
Видя, что больше информации не узнать, я поехал в старую часть городу к магазину «Пантера». Пока ехал, заметил, что город опустел, почти не было нигде полицейских. Возле «Пантеры» все оцеплено, было много полицейских, микроавтобусов и автобусов спецслужб, а также кинологи с собаками. Огромная толпа любознательных людей, каждый перешептывался. Вдруг один говорит из толпы:
— Мне тут по WhatsApp отправили фото убитого полицейского, здесь.
Я взглянул и увидел полицейского, накрытого покрывалом.
По имеющимся сведениям, был захват, где-то к обеду были убиты два полицейских. Захват был скоординирован одновременно в двух местах – это в оружейных магазинах «Пантера» и «Паллада», но произошло что-то непредвиденное. Захватив пассажирский автобус, поехали в Воинскую часть.
Люди передают всю информацию друг другу по мобильным данным, фотографии происшедших в трех местах событий. Но к пяти часам вечера был отключен по городу интернет. Люди только звонили друг другу.
Позже мне сообщили, по словам военных, находившихся в военной части, что террористами было убито более десяти человек, взятых заложников в автобусе. А также два военных.
В 18.00 часов в городе объявлен комендантский час. Водителям запрещается брать пассажиров с дороги. Всем горожанам рекомендуется сидеть дома.
На второй день после происшествия я решил пройтись по городу. Город как будто замер, все учебные заведения, банки и кафе, а также большие супермаркеты были закрыты. Центральный рынок закрыли на санитарный день. На улице очень мало народу и машин. Интернета нет второй день, невозможно загрузить единицы на телефон. ЕНТ перенесли, правоохранительные органы попросили всех находиться дома, продолжается режим КТО в городе. Аэропорты и вокзалы работают в общем режиме, но невозможно заказать или узнать о билетах в онлайн режиме в связи с отключением интернета. Если у тебя нет билета на рейс, полиция не пускает в аэропорт и вокзал. Автовокзалы полностью закрыты, люди недовольны, что не могут уехать в пригороды, многие самостоятельно на такси выезжают за город, чтобы поймать попутку до своего пункта назначения.
На всех междугородних трассах стоят блокпосты, забаррикадированные мешками с песком, полицейские тщательно проверяют приезжающих и выезжающих.
Позвонил знакомой, живущей в новом микрорайоне «Актобе Сити», построенном за несколько километров от города для бюджетников. По ее словам, ночью там произошла стрельба, террористы отстреливались от полицейских.
— Вообще-то здесь очень много ваххабитов, почему их не проверяют? Практически во многих тут домах они проживают, — подытожила она.
Город, полный слухами. Где правда, никто знает.
В оружейном салоне «Пантера» зарезали продавца, успевшую нажать на кнопку вызова по тревоге. Там же был застрелен сотрудник частной охраны, который отреагировал на вызов, а второго сотрудника ранили. Два клиента были убиты, был застрелен мимо проходящий прохожий. Также прострелили полицейскую машину в упор, убито два сотрудника. Все это произошло возле оружейного магазина «Пантера».
Узнал от знакомых, что
когда террористы захватил автобус, водитель успел быстро нажать на кнопку для открытия дверей и пассажиры смогли выйти.
Когда шел к маме, которая живет в районе Воинской части, меня не пропустили. Этот район был оцеплен вооруженными автоматами полицейскими. Попросили обойти квартал. По словам очевидцев и знакомых, еще не пойманы все. Перед дорогой был поставлен автобус в виде баррикады.
КТО, сказали, закончится, когда всех поймают. Значит еще кто-то в бегах.
Интернет включили. Пока не знаю, что происходит в городе.
Источник: yvision.kz.