В Казахстане находятся до 15 тысяч последователей салафизма. Об этом сообщил председатель Комитета по делам религий Галым Шойкин. Он добавил, что сейчас многие предлагают запретить это течение в Казахстане. И специалисты комитета уже всесторонне изучают такое предложение.
«Взять и запретить!» — наше любимое решение всех проблем.
Но ведь тысячи приверженцев салафизма — тоже наши граждане. И явно не все из них готовы взять в руки оружие
и начать джихад. Как быть с этой частью населения? Такой вопрос мы задали известному казахстанскому политологу Досыму Сатпаеву. Услышав цифру «15 тысяч», эксперт был несколько обескуражен.
— Не знаю, откуда взялись такие данные, потому что в 2013 году КНБ РК сообщал, что в Казахстане действуют более 20 радикальных группировок, в состав которых входят пятьсот человек. Не могли же они так размножиться за три года! Либо кто-то из источников лукавит.
У нас вообще разные государственные структуры постоянно противоречат друг другу с точки зрения цифр
Это касается не только темы салафитов-ваххабитов, но и других показателей, особенно экономических, — например, данных по привлечённым инвестициям. И вся эта несогласованность в плане статистики всё время путает картину, — с огорчением отметил эксперт.
Досым Сатпаев считает, что точных цифр по организациям радикального толка в Казахстане сегодня нет ни у кого:
— Все называют приблизительную цифру. На самом деле никто этим делом не занимался, прежде всего с позиций глубокой аналитики. Мы не знаем, что толкает людей на те или иные поступки, кто их поддерживает, каковы их связи за границей, имеют ли они отношение к региональным элитам в нашей стране…
Что касается второй части вопроса — «взять и запретить!», то так конечно не годится. Тут должна быть комплексная работа. Если же поступать только по «рецепту» Путина — «мочить в сортирах», то мы можем получить прямо противоположный результат.
Каждый «замоченный» может тут же обрести ореол мученика, а на его месте появятся десять новых радикалов
Государство и религиозные деятели должны работать как раз с этими «десятью», которые, возможно, еще не стали шахидами. Но что может сегодня противопоставить государство экстремистской идеологии? — спрашивает Досым Сатпаев. — Я часто привожу тезис почти столетней давности про Льва Троцкого. Вы знаете, что Троцкий был величайшим оратором и за считанные минуты мог увлечь за собой кого угодно — от безграмотного матроса до преподавателя университета. Так вот, тезис гласит:
«Если вы хотите победить Троцкого, противопоставьте ему другого Троцкого»
Так и здесь. Хотите победить радикалов — противопоставьте им других лидеров. Из Духовного управления мусульман, из авторитетов региональных элит, найдите «противовесную» идеологию!
Кроме того, как в стране, где наблюдается такое сумасшедшее расслоение по доходам, не появиться радикализму? Вся наша социальная пирамида построена так, что в ней постоянно будут зреть протестные настроения. Только одни её выражают, сидя в Facebook, а другие — выходя на площади. Вот о чём нужно задуматься…