Банк России принял решение об изменении ключевой ставки в сторону понижения — с 11% до 10,50%. Это не так много, однако в экспертной среде уже закрепилось мнение, что тяжелые времена для рубля позади, и у экспортера нефти, который находится под жесткими западными санкциями, появился шанс стать сильным.
— Действительно,
этот фактор на фоне роста котировок сырьевых ресурсов свидетельствует о более быстром восстановлении экономики России, чем предполагалось многими экспертами,
— говорит экономист «Astana Best Consulting Group» Арман Байганов.
— Понижение базовой ставки для российского бизнеса означает удешевление кредитов…
— …а это означает в свою очередь снижение себестоимости производимой продукции и повышение конкурентоспособности товаропроизводителей в рамках экономического союза. Обычно понижение базовой ставки предполагает ослабление национальной валюты данной страны, но в отношении российского рубля я не предполагаю такого сильного воздействия, так как уровень годовой инфляции в России на сегодня составляет 7,3%, что намного ниже, чем базовая ставка 10,5%, то есть решение о понижении было подковано фундаментальными факторами.
— Совсем недавно финансовая ситуация в России выглядела ужасающе и эксперты говорили, что не видят дна падения российской экономики, однако теперь их прогнозы изменились. А что Казахстан? Положительные сдвиги в экономике северного соседа могут также положительно сказаться на Казахстане? Помнится, Акишев говорил, что влияние на тенге в куда большей степени чем нефть оказывает динамика российского рубля.
— Казахстан сейчас по отношению к России в роли догоняющей стороны — все процессы, которые мы проходим сейчас, у северного соседа реализовались годом раньше. Позиция догоняющего является не лучшей, поэтому
сейчас мы в более острой форме проходим этап адаптации экономики к условиям финансового кризиса
Благо, что стоимость котировок энергоносителей находится в стадии восстановления.
— Как считаете, Нацбанк как-то отреагирует на понижение базовой ставки в России?
— Центральные банки многих стран в первую очередь следят за возможными действиями ФРС США. Учитывая высокую экономическую интеграцию Казахстана с Россией в рамках Евразийского экономического союза, следует, что любые действия финансового регулятора соседней страны будут сказываться непосредственно на нашей стране. Недаром представители Национального банка не раз заявляли, что на курс тенге сильно влияет динамика изменения стоимости нефти и курса рубля. Нельзя забывать, что экономика России в 10 раз больше Казахстана, бизнес соседней страны больше будет влиять на экономику нашей страны, нежели мы на их экономику.
Но с другой стороны, Национальный банк Казахстана сейчас находится в непростой ситуации. Конечно, для повышения конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей было бы логично понижение действующей базовой ставки, но это может подстегнуть к более высокому росту уровня инфляции, которая на сегодня составляет 16,7%. Понижение базовой ставки при сегодняшнем уровне инфляции подстегнет ослабление тенге и еще больше укрепит рубль. Как следствие — удорожание российских товаров и обратный виток инфляции, некий порочный круг.
— То есть еще не пришло время Нацбанку делать резкие движения в процентной политике?
— Нет, не пришло. В странах с развитой рыночной экономикой при принятии решения об изменении базовой ставки центральный банк в первую очередь руководствуется статистикой по занятости и инфляции, а остальные показатели о состоянии экономики являются дополнительными при принятии решений. У нас уровень инфляции высокий, а на показатели занятости населения Нацбанк полагаться не может.
Ситуация парадоксальная: в период высоких цен на нефть и общей стабильности в экономике уровень безработицы в мае 2014 года составлял 5,1%, а в апреле 2016 года, в период ухудшения экономики страны, этот показатель 4,9%
Отсюда понятно, почему Нацбанк не учитывает в своих расчетах официальные сведения о занятости населения.
— Есть хоть какие-то позитивные процессы в нашей экономике, свидетельствующие о замедлении темпов роста инфляции?
— Национальный банк Казахстана в своих прогнозах предполагает уровень инфляции к концу года 6-8%. Мое видение немного другое, при своем анализе я также основывался на данных соседней России. К примеру, максимальный уровень годовой инфляции в марте 2015 года доходила до 16,9%, при этом ключевая ставка была 15%, и к концу года уровень годовой инфляции понизился только до 12,91 %. Учитывая возможное дальнейшее укрепление рубля к тенге и анализ исторических данных России, полагаю, что уровень инфляции к концу года будет в пределах 12-14%, и это с учетом того, что нефть не будет ниже 50 долларов за баррель Brent.
— Каким тогда будет курс рубля к тенге?
— В отношении курса рубля будет дальнейшее его укрепление по отношению к тенге,
на второе полугодие 2016 года с высокой вероятностью курс будет в пределах 5,2-5,4 тенге за 1 рубль
Учитывая фундаментальные причины дальнейшего укрепления рубля по отношению к тенге, Нацбанку и правительству Казахстана надо быть готовыми к этому.