Бизнесмены предложили правительству отменить уголовную статью «Лжепредпринимательство». Предприниматели утверждают, если власть им откажет, собирать налоги будет не с кого, а страна получит дополнительно миллионы безработных и тысячи уголовно осужденных…
Три года подряд (2011-2013 гг.) торговцы ГСМ из Алматинской, Жамбыльской, Южно-Казахстанской, Кызылординской и Восточно-Казахстанской областей работали с лжепредпринимателем, которого им «предложило» государство в лице минэнерго (на тот момент Министерства энергетики и минеральных ресурсов РК, — прим. авт.). Как это обычно бывает, предприниматели в торжественной обстановке подписали меморандум, согласно которому были обязаны заключать договоры о поставках горючего только с ТОО «Alma Oil Energy» и ТОО «GIS SOLUTION — CONSULTING Almaty», руководителем которых являлся Евгений Минаков. А потом, в декабре 2015 года, приговором Алмалинского районного суда города Алматы Минаков был признан лжепредпринимателем. Вины своей в суде он сильно не отрицал, потому уплатил штраф (порядка 10 млн тенге) и сейчас гуляет на свободе. А его лжепредпринимательские схемы стали предметом расследований.
Дернув за «ниточку», налоговики распутали целый «клубок» из 350 контрагентов Минакова, когда-то так торжественно подписавших меморандум. Сейчас все они находятся под уголовным преследованием и имеют кучу неприятностей. Так, одному из них начислили дополнительных штрафов, пеней и доначислений на 17 млрд тенге.
Свое возмущение этой несправедливостью предприниматели адресовали председателю Комитета государственных доходов Министерства финансов РК Даулету Ергожину, на что получили следующий ответ:
— Могу сказать, что этот вопрос рассматривается в правительстве. На сегодняшний день мы действительно видим очень большое количество предприятий, которые попадают в орбиту уголовного преследования. В соответствии с действующим законодательством РК, если лицо было признано лжепредприятием, то его контрагент подлежит обязательному уголовному преследованию. Это выдумал не я и не комитет госдоходов, это предусмотрено законом.
Поймите, мы не кровожадные, нам самим важно понять, как из этой ситуации выйти,
— говорит Ергожин. — В то же время предприниматели должны сами собраться и остановить этот процесс, когда один и тот же человек открывает тысячу компаний на себя и выписывает поддельные счета-фактуры. Буквально недавно был задержан человек, который на себя открыл 35 компаний. Не стесняясь, он заявляет, что хочет заниматься предпринимательской деятельностью, при этом ранее был уже судим за лжепредпринимательство.
По мнению главы КГД, исправить ситуацию можно, если все ТОО (Товарищества с ограниченной ответственностью) будут регистрироваться в КГД, как это сейчас делают ИП (Индивидуальные предприниматели):
— Мы на сегодняшний день регистрируем Индивидуальных предпринимателей, и ни одно ИП не было обвинено в лжепредпринимательстве. Все лжепредприниматели в основной своей массе — это ТОО, — сказал глава КГД и добавил. — Передайте нам регистрацию ТОО в КГД и больше никто левый регистрироваться не будет.
Однако у бизнесменов на этот счет свое мнение.
Поправки в Налоговый кодекс, согласно которым добросовестные бизнесмены должны платить налоги за лжепредпринимателей, с которыми имели несчастье работать в течение последних пяти лет, были внесены 1 января 2007 года. И самое простое решение, по мнению бизнеса, взять и отменить эти поправки.
Как сообщил, председатель правления НПП «Атамекен» Аблай Мырзахметов, количество уголовных дел по экономическим преступлениям по сравнению с 2014 годом увеличилось в два раза и составило более 8 тысяч. Однако только 20% из них доведено до суда.
— Это значит, что
каждый восьмой предприниматель из десяти испытал давление, но фактически ничего по этим возбужденным делам не подтвердилось,
— сказал Мырзахметов.
В общем, как считают в НПП, статью 215 по лжепредпринимательству нужно либо ставить на утрату, либо реформировать, чтобы избавить добросовестных плательщиков от таких ретроспективных наказаний. Кроме того, в статье 245 УК необходимо предусмотреть освобождение лица от уголовной ответственности при добровольной оплате сумм налогов в тех случаях, когда лицо впервые совершило правонарушение.