Нацбанк раскрыл детали трех сценариев развития экономики Казахстана — один грустнее другого. В основе каждого цена на нефть: 35, 30 и 20 долларов. Текущую цену в 50 долларов Нацбанк не воспринимает.
Очевидно, что в радужные перспективы возвращения больших цен на нефть Нацбанк и правительство не верят. Возможно, потому что знают больше, чем любой аналитик.
По прогнозам Нацбанка, годовая инфляция при всех сценарных вариантах будет сохраняться на высоком уровне, а
во втором-третьем кварталах 2016 года инфляция достигнет максимального уровня
В первом и втором сценариях фактором, который будет сдерживать восстановление экономики, станет низкая потребительская активность, обусловленная падением реальных доходов населения.
Третий сценарий предполагает резкое ухудшение конъюнктуры внешних рынков и падение цены на нефть до 20 долларов за баррель. Чтобы не обрисовывать все малоприятные перспективы при данном раскладе, аналитики Нацбанка ограничились сухой констатацией факта: «Макроэкономическое развитие Казахстана при реализации данного сценария будет иметь более негативные показатели по сравнению с первым и вторым сценариями».
Впрочем, некоторые экономисты считают, что макроэкономические показатели Казахстана будут на самом деле лучше, чем прогнозирует Нацбанк. Да и последние данные по рынку нефти (49,42 в моменте) говорят о том, что хоронить нефтяной фактор еще рановато.
— Полагаю, что прогноз Нацбанка все-таки излишне консервативен. Сейчас нефть торгуется в районе 50 долларов, есть прогнозы, что средняя стоимость барреля повысится до 52 долларов в третьем квартале 2016 года и до 60 долларов к середине 2017 года, — говорит исполнительный директор АО «Асыл-Инвест» Нурлан Рахимбаев.
По его словам, консервативные сценарии писались исходя из первоначальных ожиданий, что цена на нефть будет держаться в районе 30 долларов. Теперь ситуация изменилась, в период с начала года средняя цена на нефть марки Brent превысила 39 долларов. Аналитики Нацбанка не сделали корректировок. Возможно, это связано с осторожностью регулятора в оценках перспектив рынка нефти.
С другой стороны не исключено, что аналитики Нацбанка владеют лучше общей картиной, которая рисуется в мрачных тонах, не вселяя уверенности и надежды. Такую версию высказал директор Центра исследований прикладной экономики Жаныбек Айгазин.
— Нельзя говорить, что Нацбанк слишком пессимистичен в своих ожиданиях. Возможно, он обладает информацией, которая оправдывает пессимизм цен на нефть? Есть же что-то, что их сподвигло на такие крайние прогнозы, — говорит эксперт. — Кроме того, есть ощущение недосказанности — почему такой пессимизм? Где проблемы, что делается не так? Может быть реально они прогнозируют какие-то проблемы. Ведь по идее, прогнозы официальных органов о состоянии национальной экономики страны должны быть трезво-оптимистичными. Пессимистичный прогноз формирует отрицательные рациональные ожидания у населения и бизнеса.
Он добавил, что сценарии не являются попыткой сделать прогноз на будущее, а выделяют три неопределенности, от разрешения которых будет зависеть дальнейший путь Казахстана.
— В отличие от всех председателей Нацбанка никто так детально не показывал, какие инструменты монетарной политики будут использоваться для стабилизации рынка, сдерживания инфляции. Нацбанк открыто заявил о своих шагах, появился элемент открытости, и за это им большой плюс, — говорит Жаныбек Айгазин.
В заключение приводим полностью прогноз Национального банка в том виде, как он опубликован на сайте регулятора:
Первый сценарий предполагает медленное, но последовательное развитие мировой экономики. В рамках данного сценария предполагается, что в 2016 году мировая цена на нефть составит 35 долларов США за баррель.
Согласно данному сценарию ожидается снижение чистого экспорта товаров на треть относительно уровня 2015 года при сохранении существенного дефицита баланса услуг и выплат доходов иностранным инвесторам. В итоге, дефицит текущего счета составит порядка 4% от ВВП.
Финансирование дефицита текущего счета будет обеспечиваться как за счет использования внешних активов Национального фонда Республики Казахстан, так и за счет притока прямых иностранных инвестиций и инвестиций по ранее заключенным кредитным договорам.
Темпы расширения денежного предложения будут соответствовать темпам роста номинального ВВП,
что обеспечит сохранение монетизации в прогнозируемом периоде на уровне 2015 года.
В рамках второго сценария предполагается, что среднегодовая цена на нефть сложится на уровне ниже, чем в предыдущем сценарии, и составит 30 долларов США за баррель.
При первом и втором сценариях ожидается сохранение на низком уровне деловой активности и потребительского спроса,
ухудшение показателей платежного баланса и снижение темпов роста денежного предложения.
Динамика денежного предложения, как и в первом сценарии, будет соответствовать темпам номинального роста ВВП, в результате чего уровень монетизации в прогнозируемом периоде не изменится по отношению к текущему уровню.
Третий сценарий предполагает пессимистичные прогнозы в случае ухудшения ситуации на мировых товарных и финансовых рынках в среднесрочной перспективе. Мировая цена на нефть в среднем в 2016 году при данном сценарии оценивается на уровне 20 долларов США за баррель.
Макроэкономическое развитие Республики Казахстан при реализации данного сценария будет иметь более негативные показатели по сравнению с первым и вторым сценариями.
Расширение дефицита текущего счета в результате значительного снижения поступлений от чистого экспорта товаров отчасти будет сдерживаться за счет существенного сокращения дефицита баланса услуг и доходов. Финансирование дефицита текущего счета в условиях сокращения притока прямых инвестиций будет обеспечиваться за счет использования активов Национального фонда Республики Казахстан при сохранении утвержденных объемов гарантированного и целевого трансфертов в республиканский бюджет, а также за счет государственного внешнего заимствования.
Годовая инфляция при всех сценарных вариантах будет сохраняться на высоком уровне. Во втором-третьем кварталах 2016 года она достигнет максимального уровня.
Тем не менее, к концу 2016 года ожидается существенное снижение инфляции