Они редко собирались вместе после окончания в 1999 году Алматинского высшего пограничного командного училища Вооруженных сил РК — служба раскидала сокурсников Даниэля Майлыбаева по разным уголкам Казахстана. 7 июня 2016-го им снова пришлось собраться вместе, но на этот раз по скорбному поводу — чтобы проводить в последний путь своего друга, павшего от рук террористов в Актобе 5 июня.
Старший оперуполномоченный отдела военной контрразведки КНБ РК по частям регионального командования Батыс Нацгвардии РК, майор Даниэль Майлыбаев родился в очень символичный для Казахстана день — 16 декабря. Правда, на 16 лет раньше независимого Казахстана.
Военная карьера Даниэля началась в 1995-м, когда он поступил в военное училище в Алматы, которое закончил в 1999 году. С тех пор жизнь погибшего офицера была неразрывно связана со службой Отечеству.
У Даниэля Майлыбаева остались супруга и четверо детей, младшему из которых всего 7 месяцев.
— Даниэль очень любил своих детей и супругу Ботагоз. Если в разговоре с друзьями заходила речь о жене, он называл ее не иначе как «Моя Бота», — рассказал медиапорталу 365info однокурсник и близкий друг Даниэля Майлыбаева майор Есбол Удербаев. —
У них была любовь с первого взгляда. Это я их когда-то познакомил. Даниэль всегда говорил друзьям, что она и дети – это его главное счастье в жизни. Ну и конечно же родители и брат.
Даниэль очень любил своих родителей. А те в свою очередь не чаяли в нем души. Он был отличным и заботливым сыном. Для него очень важно было никогда не расстраивать своих родителей, и он строго следовал этому правилу, какие бы соблазны не возникали даже в юношеской жизни.
Отец и мать сейчас уже в почтенном возрасте и для них пережить собственного сына — сильнейшее горе. За младшего братишку Аяна Даниэль всегда был готов стоять горой, хотя внешне не особо проявлял сентиментальность и был строг.
В юности братья Майлыбаевы вместе решили стать офицерами. И выполнили свое решение — пошли учиться в один год, в одно военное училище и на один курс. К тому времени Аян закончил Шымкентскую республиканскую военную школу-интернат.
Братья Майлыбаевы хотели быть полезными Родине, иметь значимую и важную для народа и страны профессию. Отец гордится своими сыновьями — оба стали офицерами. Несмотря на тяжелую и ответственную работу, Даниэлю удалось остаться радушным хозяином. Он частенько баловал родных и друзей собственными кулинарными шедеврами.
После развала СССР у внутренних войск не оказалось собственного училища на территории Казахстана, поэтому в стенах погранучилища был создан факультет для Внутренних войск МВД РК. Так было сделано потому, что пограничная служба и служба внутренних войск во многом похожи. Пограничные и внутренние войска ежедневно несут реальную боевую службу — держат в руках оружие, связаны с риском, противостоят реальным нарушителям границ и реальным нарушителям правопорядка или преступникам внутри страны.
— Даниэль хорошо и ответственно учился, — вспоминает сокурсник Майлыбаева Александр Тайматов. — Ответственно подходил к этому процессу. Ему было важно стать грамотным офицером, чтобы и коллеги в войсках его уважали, и чтобы он сам себя уважал. Это даже в первую очередь! Чтобы никогда не стыдно за себя было. Он вообще был тем еще перфекционистом во всем. Небезразличным и неуспокоенным по жизни в целом. Обязательно найдет о чем или о ком попереживать. И был всегда очень отзывчивым в отношении друзей.
По словам подполковника Рустема Акбалина,
Даниэль был принципиальным противником алкоголя и сигарет. Все училище удивилось, когда узнало: будучи уже самостоятельным и взрослым, Даниэль ни разу в жизни не пробовал ни табака, ни спиртного.
— Он был большим аккуратистом, — вспоминает друга Баян Касимбаев. — Всегда чист, наглажен, аккуратно пострижен. В ботинки его можно смотреться как в зеркало. И у него обязательно всегда при себе была расческа. Он поправлял волосы, не позволяя им быть растрепанными после кепки или зимней шапки. И даже просто так, находясь в помещении, периодически поправлял чуб. Это у него уже вышло на уровень рефлекса. Я помню, как мы, сокурсники, подшучивали с ним на эту тему. Он сам от души смеялся.
Подполковнк Ерканат Шеркенов говорит, что у Даниэля была огромная расческа, которая едва помещалась в карман, а однажды даже появилась небольшая «массажка».
— Он подходил к зеркалу и поправлял свою шикарную шевелюру. Нет, не подумайте! Даниэль не занимался самолюбованием. Просто он принципиально считал, что выглядеть расхлябанно ему, военному человеку, никак не позволительно.
И еще у него была белая голливудская и абсолютно обезоруживающая улыбка. Она четко отображала его душевность и добродушность.
— Он был очень идейный. Если поднялся за справедливость или за какую-то идею – то его уже практически невозможно свернуть с пути, — вспоминает Дулат Мустафин. Он всегда куда-то торопился, не любил «застревать» на месте, был очень нетерпелив. Иногда даже так быстро проговаривал слова, что «съедал» окончания. Я смеялся и всегда его переспрашивал. Вот так он торопился Жить!
По окончании обучения Даниэля в числе лучших выпускников факультета сразу направили служить командиром взвода в только что созданное Петропавловское военное училище Внутренних войск. Тут следует заметить, что в военные училища направляют только лучших офицеров. То есть это было его первое профессиональное признание сразу после курсантской скамьи – некий квалификационный признак, что он был грамотным офицером, достойным воспитывать и обучать таких же будущих офицеров. Тем более, что это было новое, только что созданное военное учебное заведение в РК, к офицерскому составу которого предъявлялись большие требования и возлагалась ответственная историческая миссия.
— У него было отличное чувство юмора, — рассказал сокурсник, подполковник Адильбек Кабиланов. — Однажды мы стояли в наряде по столовой. Разговорились. Он рассказывал, как работал до училища в магазине игрушек. Каждая новая связанная с этим история была смешнее предыдущей!
И еще он говорил, что у него до училища были очень красивые девушки — «все как Шэрон Стоун». И шутил, что «после того как они узнавали, что я без диплома — отворачивались. Поэтому я и решил учиться на военного – красивого и здоровенного».
А еще я не могу забыть, как через год после окончания училища, в октябре 1999 года, нас всех – молодых выпускников-лейтенантов, отправили на сборы в Петропавловское училище Внутренних войск, в котором Даниэль уже служил по распределению курсовым офицером. И тогда он на правах «хозяина и принимающей стороны» пригласил всех однокашников к себе в квартиру. Радушно и хлебосольно. «В тесноте, да не в обиде» – в этом был он весь. Мы тогда были очень молоды, но до сих пор вспоминаем ту памятную тусовку у него.
Из Петропавловского училища Внутренних войск Даниэля перевели служить в Астану. И не просто перевели, а забрали сразу в Главное управление Командующего Внутренними войсками МВД РК на должность офицера по работе с молодежью, в департамент, занимающийся воспитательной работой в войсках. В его обязанности входила разработка мероприятий по общественной и культурной работе с молодым поколением войск, а также работа по профилактике правонарушений. По долгу службы ему приходилось инспектировать воинские части внутренних войск по всему Казахстану и разрабатывать для них нормативную документацию по «замполитской» линии.
В этот период ему пришлось проявить свою принципиальность. Ведь он уже ездил по частям и инспектировал своих друзей-однокашников. Это неизбежно требовало от него жесткой и принципиальной позиции – «дружба дружбой, а служба службой».
И он с честью справлялся. И службу нес, и дружбы не терял.
Даниэлю Майлыбаеву всегда было интересно брать новые высоты. И чтобы каждая из них обязательно была значимой и ответственной. Вскоре из Астаны он перевелся уже в структуру КНБ – военную контрразведку (ВКР), курирующую безопасность и правопорядок в его родных внутренних войсках. Военные называют эту службу «особым отделом». Прошел для этого специальную подготовку в учебном заведении КНБ РК.
— Он был нереальным «работягой», трудоголиком, — вспоминает майор Самат Далабаев. — Дома бывал редко. Ему очень нравилась оперативная работа, к этому еще добавлялось очень ответственное отношение ко всему, за что бы он ни отвечал.
Потом по этой линии судьба и служба носили его в Павлодар, в Каракемир и затем уже в Актобе, где он служил в должности старшего оперуполномоченного отдела военной контрразведки КНБ РК по частям Регионального командования «Батыс» Национальной гвардии РК. В общей сложности Даниэль отдал службе Родине 17 лет своей жизни.
Почти весь курс был на похоронах Даниэля Майлыбаева. Но они до сих пор не верят, что их брата и друга больше нет.
— Вот понимаете, даже гибель – это полное отражение его человеческих качеств, — говорит Александр Тайматов. — Он был в своей воинской части в тот день, но при этом не был дежурным офицером. Поэтому не был вооружен. Услышав выстрелы, он не прятался, не стал отсиживаться и долго оценивать обстановку, а немедленно отправился туда, где считал нужным быть офицеру в таких случаях — в эпицентр событий! Чтобы остановить, предотвратить, вмешаться, навести порядок…
Даниэль Майлыбаев отдал себя Родине полностью, без остатка. Он истинный офицер и сын своего народа.
ОТ РЕДАКЦИИ: перепечатка текста и фотографий без разрешения редакции запрещена.