Кто те люди в Казахстане, способные решить конфликт любого уровня и любой сложности? Портал «Саясат» (совместный проект команды политологов, журналистов, блогеров и социологов) составил топ-10 лучших переговорщиков Казахстана.
В 2001 году в стране случился известный политический кризис, вызвавший серьезные тектонические разломы в правящей элите. Ряд членов правительства и депутатов парламента (Аблязов, Жакиянов, Токтасынов, Джандосов, Абилов, Ертлесова и др.) выступили с заявлением о создании общественно-политического объединения «Демократический выбор Казахстана» (ДВК). Начал оформляться тезис о необходимости трансформации политической системы.
События этого года заложили алгоритм политической жизни последующих нескольких лет и выступили одной из ключевых развилок современной истории.
Для разрешения ситуации Астана приступила к перестановке сил внутри элиты и созданию нового межгруппового баланса
Одновременно потребовалась площадка, которая служила бы «громоотводом» и выступала дополнительным каналом коммуникаций, зондирования общественных настроений и общей температуры по палате.
Для этого созвано постоянно действующее совещание по выработке предложений по дальнейшей демократизации и развитию гражданского общества (ПДС). Возглавить площадку было доверено вице-премьеру Бауржану Мухамеджанову. Он смог организовать работу таким образом, что госпропаганда активно использовала тезис о том, что «различные политические силы смогли вырабатывать согласованные позиции и рекомендации для государственных органов по углублению демократических процессов в стране». И хотя конкретными результатами ПДС не отметился, но
благодаря этой площадке власть сбила первую атаку оппозиции
и получила тактическое преимущество, которое она реализовала в последующем.
Булат Утемуратов сыграл роль «основного врача-ассистента» в купировании политического кризиса середины нулевых. Тогда по итогам парламентской кампании 2004 года политическая жизнь страны приобрела конфронтационную динамику – оппозиция поставила под сомнение легитимность выборов и навязала властям свою повестку, а именно политические преобразования.
Развитие этих событий было логическим продолжением кризиса 2001 года. В ответ правящая элита запустила Национальную комиссию по вопросам демократии и гражданского общества (НКВД и ГО). Эта структура получила статус органа при президенте, а главой был назначен Булат Утемуратов, возглавлявший в то время Совбез.
Во многом именно личностный фактор обусловил высокий коэффициент работы Нацкомиссии:
с одной стороны, Булат Джамитович был поверенным президента Назарбаева, с другой пользовался доверием либерально-демократических кругов
И хотя оппозиция бойкотировала НКВД, но в конечном итоге благодаря Комиссии властям удалось перехватить инициативу и выступить инициаторами политических преобразований, которые затем легли в предвыборную программу Нурсултана Назарбаева и стали основой конституционный реформы 2005 года.
Марат Тажин долгое время считался главным политтехнологом Акорды, гуру внутриполитической кухни. Принято считать, что он разработал и провел целый ряд интересных комбинаций, является учителем и духовным наставником многих нынешних идеологов от власти.
В зените своей востребованности он оказывал серьезное влияние на формирование трендов отечественной политики. И что самое ценное –
Марат Муханбетказиевич является убежденным сторонником консенсусного подхода в решении проблемных ситуаций
Благодаря этому качеству он закладывал компромиссное начало в казахстанской политике.
И именно поэтому высшие точки его карьерной кривой приходятся на сложные ситуации во внутренней политике. В период острой фазы кризиса 2001 года ожидалось, что Тажин отправится в отставку, но вопреки прогнозам он получил назначение в Совет безопасности, откуда, используя свои связи в «либдемовском» лагере, помогал снижать общее напряжение.
В 2009 году, в период новой фазы борьбы с Алиевым и Аблязовым, Тажин вновь был призван в Совбез, откуда продолжил уравновешивать баланс между «голубями» и «ястребами».
Размеренность 2006 года нарушила забастовка шахтеров в Карагандинской области. Ситуация с условиями труда и безопасности на «АрселорМиттал Темиртау» (АМТ) долгое время подвергалась серьезной критике, которой руководство компании не внимало.
В сентябре, после взрыва на одной из шахт АМТ, унесшего жизни 41 рабочих, горняки забастовали. Центром протеста стал Шахтинск, где несколько тысяч рабочих вышли на площадь. Ситуация усугублялась отсутствием лидеров забастовки и фактической нелегитимностью профсоюза.
Переломил ситуацию аким области Нурлан Нигматулин – после сложных переговоров на площади он убедил рабочих выдвинуть переговорную группу и сесть за круглый стол.
Свою роль сыграл стратегически верный тезис Нигматулина о том, что власть на стороне рабочих
И на последующих переговорах этот тезис был закреплен конкретными результатами: зарплата шахтеров была существенно повышена, запущены программы по модернизации систем безопасности на шахтах, улучшена социальная инфраструктура горняцких городов.
В итоге предотвращена дестабилизация ситуации, забастовка урегулирована в рамках трудового конфликта без политизации. Власть не только не потеряла лицо, но и улучшила свой имидж среди шахтеров. Действия Нигматулина в качестве переговорщика получили высокую оценку руководства страны.
Ералы Тугжанов внешне брутален, да и в госаппарате пользуется репутацией жесткого управленца. Однако будучи бескомпромиссным, он навряд ли курировал бы такую чуткую тему, как межнациональное согласие. Тем более на протяжении восьми лет.
Как показала практика, в нужный момент он умеет отодвигать в сторону свою грозность и включать дипломатические и переговорные девайсы. Эти качества он продемонстрировал в 2009-10 годах при подготовке проекта Доктрины национального единства. Обсуждение данного документа вызвало широкую дискуссию, двигателем которой стали национал-патриотические круги.
Последние активно обращались с открытыми письмами, грозили голодовкой и акциями протеста. А
раздражителем выступил тезис о «казахстанской нации»: национал-патриоты выступили против
Другими словами, дискуссия вокруг Доктрины была обусловлена не техническими разночтениями, а носила принципиальный и мировоззренческий характер.
При негативных сценариях документ мог стать опасным фитилем. Тугжанов провел большую переговорную работу, сложность которой выражалась не только в том, чтобы найти компромисс с национал-патриотами, но и не вызвать ответную реакцию сторонников казахстанской нации.
В конце концов, заинтересованные стороны пришли к консолидированному решению и итоговый документ был принят.
Бердибек Сапарбаев — один из самых опытных акимов, причем имеет опыт работы в первом десятилетии независимости, когда протестность в стране была обыденным явлением.
Получив в 90-х годах хорошую школу разрешения конфликтных ситуаций, он продолжает применять полученный опыт.
Когда в январе 2014 года горняки «Казахмыса» отказались выходить на поверхность, Бердибек Сапарбаев, возглявший ВКО, лично выехал на рудник, и после переговоров рабочие прекратили забастовку
Известный казахстанский социолог Гульмира Илеуова сказала о Сапарбаеве: «Руководителей региона такого масштаба не только в Казахстане, но и в России единицы».
В цеху переговорщиков особняком выделяется Ерлан Карин. Он входит в пул идеологов, точнее, к его творческому крылу, где к реализации курса подходят с креативом и элегантностью.
Молва приписывает ему разные инициативы и проекты, которые разбавили консервативность политического контекста. При этом
он остается в тени и будучи не раз «битым за донкихотство», не оставляет надежд на улучшение системы
Вообще, идеология — довольно сложная сфера, в идеале здесь требуется увязывание в одну матрицу разных линий – развития и стабильности, нации и этноса, государства и общества, истории и будущего.
И ценность Карина не только в востребованности его матриц, но и в умении договариваться с разными политсилами и группами при их реализации.
Он «свой» для оппозиции и власти, в экспертном сообществе и среди трендсеттеров, юзеров и блогеров, интеллигенции и журналистов
Благодаря этому качеству его привлекают к сложным переговорам, требующих согласования разных интересов; он обеспечивает экспертное и информационное сопровождение, нивелируя неоднозначность многих проектов; его участие в процессе обеспечивает лояльность лидеров соцсетей и снижает критику оппозиции.
При сравнительно небольшом стаже работы в исполнительной власти последние четыре года Ногаев находится на стезе регионального руководителя. На сегодняшний день он возглавляет уже второй регион: Западно-Казахстанская область (2012-16), Атырауская область (2012 — по настоящее время).
Но в отличии от многих коллег по цеху он не только имеет имидж хозяйственника, но и зарекомендовал себя как переговорщик.
Аким Ногаев уже дважды «разруливал» протесты и в обоих случаях не допускал силового сценария
Первую проверку на умение вести переговоры он прошел весной 2013 года, будучи акимом Западно-Казахстанской области.
Тогда жители села Жалпактал вышли на митинг против решения присоединить их округ к другому району. В советское время Жалпактал был районным центром, а затем стал центром сельского округа, и эта трансформация негативным образом отразилась на комфортности жизни сельчан. В те дни градус напряжения среди сельчан был очень высоким, но акиму Ногаеву и его команде удалось урегулировать конфликт.
Через три года, уже будучи акимом Атырауской области,
Ногаев убедил разойтись горожан, вышедших на площадь против Земельного кодекса
(при том, что он только приступил к обязанностям акима и практически не был известен местному населению и госаппарату).
Стихия Дархана Калетаева – внутренняя политика, где он и сделал свою политическую карьеру, высшей точкой которой была администрация президента и партия «Нур Отан».
Калетаев стоял на позициях институализации диалога, а консенсус считал корнем политических процессов
Эта политическая философия и определяла его действия, что особенно четко прослеживалось в его работе на партийном фронте.
В начале 21 века партийное поле в РК еще подавало импульсы активности и соревновательности, двигателем которой была оппозиция. И Дархан Калетаев стремился использовать эту энергию в позитивном фокусе через организацию межпартийного диалога, считая, что «межпартийные дискуссии, соперничество на выборах, когда выявляются программные цели партий, происходят встречи с избирателями, — все это позволяет озвучивать претензии, предлагать собственные варианты развития страны».
Поговаривают, что
даже сейчас, находясь больше в экономическом блоке (Самрук-Казына), он продолжает выполнять особые поручения Акорды
В текущем году эстафетная палочка переговорщиков перешла к Бакытжану Сагинтаеву. Ему, первому вице-премьеру, доверено запустить работу Земельной комиссии (ЗК).
Это очень сложная миссия, поскольку земельный вопрос стал катализатором протестов и поляризации общественных настроений. Минусом шел и опыт согласования интересов, который вызывал недоверие к новой диалоговой структуре. Несмотря на сложности, Сагинтаев запустил работу Комиссии и своей беспристрастностью преодолел категорическое неприятие кодекса.
Причем, если формат работы этой площадки и вызывал критику, то фигура и реноме председателя была вне прицелов сомневающихся. Более того,
Сагинтаев заработал кредит доверия в национал-патриотических кругах и в дальнейшем может выступать посредником в переговорах с ними
Но самое главное, как говорят в госаппарате, он оправдал высокое доверие. После пяти заседаний Сагинтаев передал бразды модерирования своему коллеге Аскару Мырзахметову, которому предстоит уже в рабочем режиме вырабатывать консолидированную позицию.