Демографический перекос в Казахстане: треть населения проживает на юге. Если точнее, то в Южно-Казахстанской и Алматинской областях сегодня проживает больше 6 с половиной миллионов человек — это больше трети всего населения республики (36,8%).
Как сообщил Ranking.kz, из 17,7 миллионов казахстанцев (именно такая цифра зарегистрирована в июне 2016 года) меньше всего людей проживает на севере и западе страны — в нефтегазовых ЗКО, Мангистауской, Атырауской областях и сельскохозяйственной СКО. На долю этих четырех областей приходится всего 13,7% всей численности жителей страны. Характерно, что в Казахстане продолжается процесс урбанизации: 57% населения предпочитают жить в городах (10,1 млн человек), а 43% — в сельской местности (7,6 млн человек).
Особо чувствуется «демографическое опустынивание» в Северо-Казахстанской области, где сложилось отрицательное сальдо миграции населения. Так, 2015 году 22 тысячи жителей убыли из региона, и 19 тысяч новых жителей прибыли.
Аким Северо-Казахстанской области Ерик Султанов тревожной ситуации не скрывает.
за последние годы каждый год из нашей области убывает примерно 1% населения — 5-5,5 тысяч человек. Это огромная проблема
Добавим, что по данным Комитета по статистике МНЭ РК, возрастная характеристика убывших показывает: «пик» миграционной активности приходится на трудоспособный возраст. Лица этой возрастной группы (без учета внутриобластной миграции) составили в 2015 году 77,6% выбывших.
Власти СКО пытаются не только остановить отток людей из региона, но и компенсировать людские потери. Сделать это предполагается за счет переселенцев из южных районов.
— Мы связались с акимом Южно-Казахстанской области, когда акимом был Аскар Мырзахметов, и договорились о том, что проведем работу по переселению из трудоизбыточной Южно-Казахстанской области в Северо-Казахстанскую область, — рассказал глава СКО. — Мы обменялись делегациями: наши 15 человек посетили все крупные районы Южно-Казахстанской области, где живет по 300 тысяч человек. Для нас это фантастика, чтобы 300 тысяч проживало в районах области! Эта работа была эффективно проведена, мы подготовили 110 домов, 18 семей уже переехали к нам. По остальным работа продолжается. Большинство из них приехали к нам и участвовали в уборочной страде,
почувствовали, что в Северном Казахстане жить комфортно: работа есть, земля есть, а особо предприимчивые южные граждане могли бы заниматься в СКО овощеводством
Для этого у нас земли предостаточно, — сказал Ерик Султанов.
И все же программа переселения южан на Север пока только в планах. На деле же северные районы испытывают серьезные проблемы. Как отметил эксперт 365info.kz политолог Замир Каражанов, «из-за нехватки свободных рук в областях трудно развивать экономику, что усиливает их зависимость от субсидий республиканского бюджета. Конечно, на дотации тоже жить можно, но тогда не стоит рассчитывать на улучшение качества жизни людей. А это в свою очередь будет только стимулировать убыль людей».
— Мы наблюдаем отток населения в приграничных регионах, на долю которых приходится до 80% российско-казахстанского товарооборота. А это свыше 20 миллиардов долларов. Однако рост торговли, как выясняется, не ведет автоматически к улучшению качества жизни населения.
Местные власти не делают тайны из того, что люди в основном выезжают в Россию, где социальный пакет лучше
Высокие зарплаты, щедрый материнский капитал в России не оставляют Казахстану шансов. Более того, чтобы смена места жительства прошла в комфортной обстановке, из российского бюджета переселенцам выделяются деньги.
Казалось бы, возникновение ЕАЭС, сближение с Россией априори должно снизить чемоданные настроения у русскоязычного населения. Однако идеологический сигнал не был услышан. Поэтому миграционный отток наблюдается в приграничных с Россией областях, где высока доля русскоязычных граждан.
— Убыль населения в северных областях говорит о том, что за 25 лет независимости в Казахстане так и не сложилась своя модель национальной самоидентификации, — заключает политолог. — Не появилась идея, способная под своими знаменами объединять граждан, независимо от их вероисповедания или национальной принадлежности. Люди так и не поняли, кто они в этой стране, – свои среди чужих или чужие среди своих. Они не стали больше искать ответ на этот вопрос, а просто выехали в Россию.
С другой стороны, по мнению аналитика, нельзя не отметить, что
по мере того, как из Казахстана усиливается миграционный поток населения, сокращается не только численность жителей северных регионов, но меняется и этнический состав населения страны, который становится более однородным
Тем самым упрощается задача по формированию новой модели самоидентификации граждан, поскольку этнокультурных различий в обществе становится меньше. Но у такого преимущества есть серьезный недостаток.
— Будущее не за однородными обществами, которые, скорее всего, доживают свой век, а за полиэтничными, — считает Замир Каражанов. — Рост благосостояния ведет к тому, что страны сталкиваются с проблемой старения населения, а их экономики – с нехваткой рабочей силы. Как следствие, армия трудовых мигрантов в мире растет. Поэтому сегодня актуально говорить о мультикультурном обществе, которое может поддерживать стабильность в условиях этнокультурного разнообразия, а заодно отвечать на демографические вызовы.