Нур-Султан
Сейчас
16
Завтра
24
USD
413
0.00
EUR
466
0.00
RUB
5.79
0.00

Если пассажир такси пострадал в ДТП, никто за это ответственности не понесет

3036

такси 2

фото с сайта ria.ru

Пассажиры такси бесправны, и это не сенсация

Если на нарушения автобусников можно пожаловаться в автобусный парк или городское Управление пассажирского транспорта, то куда адресовать претензии к таксистам, непонятно. Диспетчерские службы, вернее сказать, компании-посредники между пассажирами и перевозчиками всего лишь принимают заказы клиентов и распределяют их среди базы таксистов, взимая за свои услуги определенную долю от оплаты каждой поездки. При этом, с точки зрения существующего закона, статус служб заказа такси и сфера их ответственности законодательно не регулируются. То есть диспетчерские компании не несут никакой ответственности перед пассажиром ни за качество услуги, ни за его безопасность.

— Мы лишь продаем информацию, любой человек может ее купить, заплатив определенную сумму, — говорит директор ТОО «Лидер.kz» Дмитрий Смирнов. — То есть водитель покупает информацию о заказе, которую мы предоставляем, и везет пассажира. Вся ответственность лежит на нем. Если пострадавший клиент хочет подать в суд, то только на этого водителя. Все водители об этом предупреждены.

А если водитель — маньяк, а вы за деньги предоставляете информацию о человеке, который будет его ждать и гарантированно сядет к нему в машину?

— Маньяков у нас никогда не было.

— Но ведь такая ситуация в принципе возможна.

— Не надо сгущать краски.

Краски сгущать действительно не нужно, они и так неплохо сгустились. Достаточно посмотреть заголовки новостных лент, к примеру, за май текущего года:

Пропавшая студентка из ЮКО была убита отверткой, задержан таксист

За зверское убийство девушки задержан алматинский таксист

Однако директор ТОО «Лидер.kz» не считает это шокирующими данными и не видит в этом проблемы.

— Тот же самый маньяк свободно приходит на рынок и покупает нож. Неужели продавец будет спрашивать у покупателя, маньяк он или нет? — говорит директор.

— А что для вас значит понятие «безопасность»?

— Безопасность человека… я не знаю. Вы знаете, что самая тяжелая работа — это работа с людьми? И водители, и пассажиры — это просто люди, и каждого из этих людей я уважаю. Во время кризисов люди хотят заработать.., а то что водитель ехал в непогоду и торопился! Может быть, у него были семейные проблемы и ему нужно было быстро закончить заказ или он хотел больше заработать. Это все частности, а вы хотите раздуть из этого сенсацию?

Вопрос многих лет

В стране пассажирскими перевозками занимаются сотни тысяч таксистов. По оценкам участников рынка, из них не более трех процентов собственно таксомоторные компании (имеют автопарк и штат водителей, к тому же несут ответственность за безопасность перевозок). Остальные — нелегалы, часть из которых просто «бомбят», то есть занимаются частным извозом, останавливаясь каждому голосующему на улице человеку, другие работают с онлайн-диспетчерами («Лидер», «Максим», и т. д.). И в том, и в другом случае нет никакой гарантии, что водитель окажется человеком с соответствующей лицензией, а не каким-нибудь неадекватным или нетрезвым «бомбилой».

— Выйдите на улицу, поднимите руку, чтобы почесать затылок и возле вас остановится сразу десять машин, — говорит председатель Казахстанской ассоциации таксомоторного бизнеса Максим Сарсенов. — И самое главное, что деятельность того, кто остановился, регламентирована законом, а он этот закон нарушает и делает это у всех на глазах, на центральной улице города.

По словам Максима Сарсенова, только в Алматы ежедневно въезжает на улицы порядка 300 тысяч машин, из них 270 тысяч таксисты. И практически все они без лицензий.

— Но наших людей не беспокоит безопасность — их беспокоит цена вопроса. Ведь что такое безопасность? Это определенный регламент действий со стороны таксомоторного парка. Но каждый элемент безопасности несет в себе добавочную стоимость. Законом предусмотрен предрейсовый и пострейсовый контроль водителя, а также техосмотр автомобиля. Предусмотрен инструктаж по безопасному вождению, промежуточное тестирование и т. д. Для всего этого трудятся люди, которые получают зарплату. Поэтому стоимость услуг официальных такси не может конкурировать с низкими ценами на перевозки, которые дают нелегальные таксисты, — объясняет специфику работы Максим Сарсенов.

Между тем в ст.26 Правил пассажирских перевозок и багажа четко прописано, кто имеет право перевозить пассажиров и на каком основании. Вот только законы у нас игнорируются, как, впрочем, и ПДД: лихачества «бомбил» на дорогах переходят порой все разумные пределы, они как будто забывают о том, что в салоне автомобиля находятся люди, за жизнь которых они должны нести ответственность.

— Каждый пассажир, садясь в нелегальное такси, делает это на свой страх и риск, — говорит Максим Сарсенов. — Клиент, к примеру, вот эта девушка. Когда вызывала такси, она знала, что это диспетчерская служба и в принципе должна понимать, на что идет. О каком качестве и о какой безопасности теперь идет речь?

— Судиться бесполезно?

— Может попробовать, но обычно диспетчерские компании хорошо подготовлены, у них есть юристы. Вот Uber сейчас работает в Астане — это явное нарушение нашего законодательства, только кого это волнует?

— Вы, как глава ассоциации таксомоторного бизнеса, поднимали этот вопрос?

— Поднимали много раз. Нам что в генпрокуратуре, что в акиматах отвечают все время одно и то же: «Знаем, проблема есть. Занимаемся».

— Как давно вы пытаетесь решить этот вопрос?

— Четыре года…

© «365 Info», 2014–2020 info@365info.kz, +7 (727) 350-61-36
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter