Многие преступники в областных центрах Казахстана, таких как Актобе, не боятся быть узнанными. Причиной тому — малое количество видеокамер наблюдения, установленных в населённых пунктах. Так считает известный казахстанский İT-специалист, генеральный менеджер ТОО «Академсеть» Тахир Такабаев.
Сегодня практически во всех странах мира в качестве превентивной меры в борьбе с преступностью используются видеокамеры наблюдения. А в США получает распространение практика сканирования лиц, при которой фотография в цифровом виде сохраняется в базах данных. Это делается в казино с целью выявления профессиональных шулеров, при выдаче водительских прав и так далее. Сказать, что Казахстан в этом плане безнадёжно отстаёт значит не сказать ничего.
Один из ведущих казахстанских İT-специалистов Тахир Такабаев полагает, что будь город Актобе как следует оснащён видеокамерами, теракт, произошедший 5 июня 2016 года, можно было бы упредить.
«Смотрю на тиражируемое многими СМИ фото трупа террориста с бородой из Актобе и думаю про систему «Безопасный город», — написал на своей страничке в Facebook Тахир Такабаев. — Наш начальник из ДВД гордится цифрой в 120 (сто двадцать) камер по городу с картинкой в ЦОУ. Есть ещё какое-то количество камер на отдельных перекрестках.
А в Лондоне, например, установлено свыше 4 млн камер. В 30 000 раз больше! Это значит, что
случись в Лондоне террористическая атака, в дело включатся не только «строевики», но и аналитические службы — они быстро вычислят не только участников событий, но и круг сопричастных лиц»,
— пишет Тахир Такабаев.
«Иногда я со слезами вспоминаю кадры событий из Беслана. Там нелюди захватили самое ценное, что есть у человечества — детей. А ведь будь в школе несколько камер с выходом в ЦОУ, можно было среагировать оперативнее. Я думаю, что в каждой школе, в каждой больнице, на каждом объекте массового скопления людей должны быть видеокамеры. Нужно охватить центр, окраины, перекрестки.
Сейчас ведь и ЕНТ проходит. В Актобе могли и на пункт сдачи ЕНТ напасть. Есть ли там камера для оперативного реагирования? А скоро пойдут приемные комиссии в вузах…», — с горечью констатирует специалист.
«Чтобы передавать видеосигнал с места событий, надо по городу развивать магистральные каналы, — делает вывод Тахир Такабаев. — Нужно обязать собственников коммерческих объектов подключаться к такой коллективной системе видеонаблюдения.
Так, по моим оценкам
в Алматы нужно иметь не менее 400 000 камер, а контроль за ними можно дать инвалидам и другим социально незащищенным слоям населения
Ведь облачные камеры можно мониторить из дома. Они будут как электронные дружинники. Нужен видеоархив. Нужна аналитика.
Понятно, что это не панацея. Но уж ФИО трупа террориста с бородой, откуда он, чем занимался, с кем жил, словом, весь background собрать можно было бы достаточно оперативно. Это помогло бы предотвратить еще много проблем.
Правда, для этого нужны дата-центры и каналы связи. Я об этом давно говорю. В 21 цифровом веке без цифровой поддержки Казахстану будет нелегко.
Так что нельзя ради прибыли одного-двух операторов связи урезать информационную безопасность страны».
В конце отметим, что в феврале 2016 года ДВД Алматы сообщил, что в ходе реализации городских программ «Безопасный двор» и «Безопасный город» 7 тысяч объектов различных форм собственности и 3 тысячи дворов оборудованы 54 тысячами видеокамер. И по итогам 2015 года благодаря видеослежению доля краж от общего числа совершенных преступлений снизилась на 3%. Меньше совершено краж в общественных местах (на 5%), в том числе из квартир (на 12,5%), стало меньше разбоев (на 14,2%) и грабежей (на 9,6%).