Лучший в мире президент — это вненародно самоизбранный Саруман, а Евросоюз — зло. Такой вывод напрашивается из книг и писем Толкиена, который нечаянно высказался за выход Британии Евросоюза еще до того, как она туда вошла.
Кажется, можно уверенно констатировать, что определенный, пускай даже не длительный промежуток времени 2000-х гг. прошел в Казахстане под эгидой «Властелина колец». Некоторые фанаты серии в Астане даже выработали привычку произносить «проспект Сауран» так, как принято в фильме, а территории за микрорайоном «Жагалау» прозвали Пустошью Смауга. И до сих пор некоторые вздрагивают, когда на экране появляются отвратные для англосаксов, но близкие нам назгулы и урукхаи, наименования которых неуловимо отдают романтичными женскими именами и названиями газопроводов Сибири.
Как пишут некоторые английские литературоведы, профессор Толкиен – участник Первой мировой войны,
он на всю оставшуюся жизнь сохранил благоговейный ужас перед евразийскими ордами, посылавшими под кинжальный пулеметный огонь лавы своей конницы
Как выясняется, есть еще одна часть из жизни знаменитого писателя, которая долгое время после его смерти оставалась сокрытой от всего мира, но стала известна совсем недавно – это нелюбовь Толкиена к любого вида формам глобализации. Толкиен скончался в 1973-м – год, когда Великобритания присоединилась к Европейскому экономическому сообществу, позже ставшему ЕС. Шансов испытать на себе все прелести от членства своей страны в данной организации у автора «Властелина колец» не было. Тем не менее, изучив высказывания г-на Толкиена, можно попытаться представить, какова была бы его реакция на участие Великобритании в ЕС и возможный выход из него.
По мнению лидеров Brexit, «…самыми опасными атрибутами ЕС являются забюрокраченность и правление самоназначенных отборных элитных деятелей, ориентированных в сторону идей прогресса, каковой процесс должен сопровождаться массовыми миграциями людей и безразличным отношением к вопросу национальной идентичности…» (выдержка из публичной речи одного из лидеров Ukip – Партии независимости Великобритании).
На это в Главе 18 книги «Возвращение короля» (The Scouring of the Shire, т.е. буквально «Про то, как Шир был обглодан до косточки») сказано –
много мужчин, в основном хулиганов и разбойников, притащили с собой большие повозки… некоторые остались,
некоторые ушли дальше на юг со своим скарбом… А потом пришло больше. И до того, как мы сами поняли, где мы, они пустили корни то тут, то там по всему Ширу, валя лес, роя землянки и возводя для себя дома так, как они хотели… Скоро они набрались наглости, чтобы забирать себе все, что им нравилось вокруг…».
Профессор Толкиен был консерватором, не любившим намерение государства, особенно Европейского супергосударства, контролировать жизнь простых людей, о чем написал в письме своему сыну Кристоферу:
«Все больше и больше мои политические мнения клонятся в сторону анархии, в философском понятии означая отмену контроля, но не террористов с бомбами – или же в сторону неконституционной монархии»
Толкиен противился современному государству, как сказочному злому великану или бездушному суперрациональному механизму, в котором
управление сконцентрировано в руках людей, жадных до власти и одержимых люциферскими идеями доминирования и суперрационализма,
о чем однажды сказал во время публичной лекции в Оксфордском университете:
«Люди в средние века были очень правы, когда епископом назначали человека, говорившего Nolo Episcopare! – (Не хочу быть епископом! — произносится трижды)».
Вот почему он также отрицал природу современного государства и ценил любой знак человечности, не бюрократического и не политического поведения и общения со стороны правителей:
«Дайте мне короля, который в жизни бы больше интересовался марками и конными скачками, а также игрой в паровозики и у которого будет власть увольнять любых визирей просто за то, что ему (королю) не нравится крой их шароваров».
Легко представить, как был бы он взбешен имеющимся в ЕС бюрократическим механизмами и положениями, если так ненавидел бюрократию Британии своей эпохи. Согласно убеждениям отцов-основателей ЕС, союз должен был стать одним из блоков в будущем глобальном мире, где национальные и этнические различия между людьми бы стерлись. Эту концепцию поддержали глобалисты Европы и Америки. В течение всей своей жизни Толкиен был непримиримым оппонентом глобализма, о чем писал сыну Кристоферу в декабре 1943 г.:
«С ростом глобализма большие вещи в жизни становятся меньше, скучнее или площе.
Все идет к тому, что будет одна сплошная унылая и расхристанная маленькая провинциальная жизнь а-ля гетто
Когда они (глобалисты) внедрят американскую санитарию и фирменный американский оптимизм, феминизм и массовое производство во всем Ближнему, Среднему и Дальнему Востокам, СССР, на Пампах, в Эль-Гран-Чако, в бассейне реки Дунай и Экваториальной Африке, Тьмутаракани, как Внешней, так и Внутренней, все мы станем такими осчастливленными. Нам никуда не надо будет ездить. Будет некуда ездить. Нам говорят, что
сегодня одна восьмая мира говорит по-английски, что англоязычные стали самой многочисленной языковой группой. Если это так, я скажу, что это чертовски плохо!
Да поразит их всех вавилонское проклятие и скует их языки, чтобы могли они только мычать и не больше! Но кажется меня понесло. Если серьезно – я нахожу этот американский космополитизм весьма ужасающим».
Особо интересна характеристика, которую автор дал Саруману, которого намеренно показал как исключительно «прогрессивного» политикана, который заявляет следующее (нелитературный перевод):
«Встает новая Сила. Против нее все старые союзники и политики нам больше не помогут. Вот так перед тобой встал новый выбор, равно как перед всеми нами. Мы можем присоединиться к этой Силе. В этом для нас есть надежда. Эта Сила уже ухватила победу за хвост, и награда тем, кто помогает ей, будет щедрой. По мере роста Силы будут расти ее испытанные и проверенные друзья. И тогда Мудрейшие, как ты и я, смогут, проявив терпение, в конечном итоге направлять потоки этой Силы и контролировать ее. Мы, конечно, можем выжидать и держать свои мысли при себе, ропща по поводу зла, причиняемого Силой по пути следования, но однозначно поддерживая конечную высокую цель – Знания, Правила, Порядок…».
В своем эссе «О рассказах со сказочным сюжетом» Толкиен ответил критикам своего творчества, обвинявшим его в эскапизме, т.е. побеге от реальности (в этом же сегодня обвиняют сторонников выхода Великобритании из ЕС):
«Если солдат взят в плен врагом, должны ли мы считать, что его долг – убежать? Если мы ценим свободу мысли и души, если поддерживаем либеральность, тогда эскапизм – это наш долг и мы в свой побег от реальности должны забрать с собой как можно больше людей».
Одним из аргументов сторонников невыхода страны из ЕС является убеждение, что выход усилит деление внутри самой Великобритании, так как большинство шотландцев, уэльсцев и северных ирландцев против выхода, а выход есть результат желания англичан. Вряд ли Толкиен стал бы переживать за них, потому что по жизни позиционировал себя как патриота Англии, а не Британии. Англию он считал пленницей британского империализма:
«Я люблю Англию, не Великую Британию и не Британское Содружество (бррррр…….)! Мне очень симпатична Бельгия, у которой размер территории таков, каков должен быть у любой нормальной страны» ( источник -The Tolkien Family Album, (1992), стр. 69).
Так что будь Толкиен жив сегодня, был бы в рядах Бориса Джонсона.