С 1 июля российская нефтепереработка переходит на производство топлива класса «Евро-5». Однако если с этим переходом технологических трудностей уже не предвидится, то с производством бензинов с октановым числом (ОЧ) 95-98 сложностей предостаточно. И поскольку этот бензин поставляется и в Казахстан, полезно знать, о каких проблемах идет речь.
Действующая в России система акцизов стимулирует производство экологически более чистого топлива, но не бензинов с высоким ОЧ. Более двух третей выпускаемых объемов бензина имеет ОЧ не выше 92. И это при том, что
для значительной части импортируемых и производимых в России автомобилей требуется 95-й бензин, но возможностей для его производства в необходимых объёмах нет
Несовершенство российской нефтепереработки компенсируется использованием топливных присадок, но и их применение ограничено. Так, активно используемый в мире для этой цели метанол российским техрегламентом к применению не допускается. С этанолом похожая ситуация. С 1 июля техническим регламентом ТС 013/2011 вводится запрет на такую октаноповышающую присадку как монометиланилин (ММА). Главной проблемой этого регламента стала некомпетентность его разработчиков. Регламент не контролирует присадки, которые используют производители «бодяжных» суррогатов, но запрещает анилиновые присадки, объясняя это увеличением эмиссии окислов азота, хотя их вклад в этот прирост крайне мал.
Это может обернуться негативными последствиями. Дело в том, что переход на выпуск бензинов только 5-го класса вдвое увеличит потребность в октаноповышающих присадках – с 1 до 2 млн тонн. Однако технический регламент ТС с июля 2016 г. оставляет небольшой выбор присадок –– МТБЭ (метил-третбутиловый эфир) и ТАМЭ (трет-амил-метиловый эфир) – объемов производства которых не хватит для покрытия потребностей около 80 имеющихся в России НПЗ. Из Китая и других зарубежных стран хлынет поток веществ-заменителей.
В частности, для замены 70 тысяч тонн ММА, ежегодно потребляемых рынком, потребуется около 600-700 тысяч тонн МТБЭ и ТАМЭ, совокупный объём производства которых на сегодня не превышает 350 тыс тонн. Однако новых мощностей по производству присадок строить никто не собирается.
В итоге рынок присадок из конкурентного превратится в монопольный, что приведет к росту цен на октаноповышающие присадки и, соответственно, повышению цен на бензины
Альтернативой ММА могут стать, во-первых, металлосодержащие присадки. Предписание на запрет их использования в техрегламенте звучит довольно размыто: «Не допускается применение в автомобильном бензине металлосодержащих присадок (содержащих марганец, свинец и железо)». Таким образом, запрет напрямую распространяется всего на три металла, использование же других фактически разрешено.
Во-вторых, можно использовать такие близкие к ММА продукты из группы ароматических аминов как анилин, толуидин, ксилидин. Эта «химия» без проблем поставляется в Россию, где никак не контролируется. Всё это будет способствовать дальнейшему расцвету бодяжничества. Если,
по экспертным оценкам, только сегодня и только в Центральной России до 30% бензинов представляют собой получаемый кустарно суррогат,
то сколько его появится после 1 июля?!
Итоги проведённых в 2015 году проверок по соблюдению требований техрегламента показали, что ситуация с количеством нарушений на сетевых и независимых АЗС коренным образом отличается. Так, если на заправках крупных нефтяных компаний (осуществляющих контроль качества продукции силами собственных подразделений) они были выявлены в 24% случаев, то на мелких АЗС – в 48%. Причем в случае проведения проверок без предупреждения доля нарушений достигала 60%.
Приостановить работу АЗС из-за продаж «бодяги» практически невозможно, поскольку к моменту получения результатов проверки топливо уже продано. Для запрета реализации новой партии горючего необходима новая проверка его качества… с теми же последствиями. Круг замкнулся. При таком подходе проверяющим надо не уезжать с АЗС. Без введения штрафов с оборота проблему фальсификации топлива не решить. Как, впрочем, и разумного запрета на использование присадок.
Безусловно, ММА – самая недорогая и доступная из эффективных присадок для повышения ОЧ топлива. Однако, по мнению многих специалистов,
запрет этой присадки — путь в корне неверный, в его основе лежат не реальные причины, а явное лоббирование минэнерго интересов отдельных компаний
в борьбе за долю рынка.
При правильном использовании ММА бензин с этой присадкой не более вреден, чем любой другой. Бессмысленно запрещать ММА лишь потому, что нечестные производители бензина используют эту присадку в количествах, превышающих нормы. Этот запрет не решает проблему качества бензина, а усугубляет её, приводя к альтернативному применению другой, более вредной ароматики. Многие компании просто уйдут в тень, скрывая объёмы и методы производства топлива.