Идею ограничения соцсетей вроде «Одноклассников» Facebook, ВКонтакте уже несколько лет пытаются воплотить в соседнем Узбекистане — точнее, пытаются создать альтернативные местные соцсети. И даже приняли соответствующий закон.
В конце апреля в Ташкенте прошла ежегодная конференция digital-маркетинга USENET-2016. Участники конференции выслушали доклады экспертов Mail.ru, Яндекса, «Одноклассников», Adriver, TNS, Dentsu Aegis Network, Safaroff Agency. Специальными гостями конференции стали признанный эксперт в области SMM в Узбекистане Дамир Халилов и известный специалист интернет рекламы в России Сергей Спивак.
Здесь же было заявлено о запуске новой социальной сети Davra.uz. «Давра» по-узбекски означает круг или общение в кругу.
Разработчики Davra.uz. утверждают, что в нем воплощены современные инструменты общения и местные традиции.
«Создание новой социальной сети вызвало немало споров. Существует мнение, что социальные сети в последнее время значительно уступают мессенджерам по количеству аудитории. Зачем же создавать еще одну соцсеть, если можно разработать новый мессенджер? Впрочем, насколько эффективна новая социальная сеть, можно будет увидеть только на практике, а это покажет время», – отмечает местный интернет журнал ICTnews.
По данным пресс-службы Центра UZINFOCOM, на сегодняшний день
в Узбекистане существует 38 национальных соцсетей, из которых лишь 8 активны
Лидером по количеству пользователей является соцсеть Muloqot.uz – около 172 тысяч пользователей, на втором месте оказалась деловая сеть Myjob.uz – 60 тысяч, третье место у образовательного портала Ziyonet .uz – 57 тысяч.
Несмотря на существование своих соцсетей, подавляющее большинство узбекистанцев пользуются такими сайтами, как odnoklassniki.ru, Facebook и Twitter. Узбекская аудитория «одноклассников» — самая крупная в Центральной Азии. «Одноклассники» настолько популярны среди узбекских юзеров, что еще в декабре 2012 года была запущена узбекская версия этой площадки. Последнее пару лет Facebook и Twitter уверенно завоевывают пользователей Узбекистана. По официальным данным, на Facebook заходят более 300 тысяч посетителей из Узбекистана.
Правительство и правоохранительные структуры страны в зарубежных социальных сетях видят социальную и политическую угрозу для узбекского общества и поэтому пытаются контролировать интернет-пространство.
Количество интернет-пользователей в Узбекистане сейчас превысило 13 миллионов. Число абонентов мобильной связи в стране составляет более 22 миллионов. Развитие Интернета считается приоритетной задачей на ближайшую перспективу. Но вместе с тем
власти озабочены чрезмерным увлечением молодых узбеков социальными сетями,
такими, как «Одноклассники», Twitter и Facebook. Проблемы социальных сетей и влияние их на узбекских пользователей обсуждается повсеместно и на телевидении, и в прессе.
Официальная позиция властей такова:
«Защита молодых людей от негативных воздействий иностранных идей и движений является первоочередной задачей. Эти идеи распространяются главным образом через иностранные социальные сети».
Правоохранительные органы Узбекистана считают, что запрещенные в стране террористические организации ИГИЛ и ИДУ (Исламское движение Узбекистана) вербуют молодых узбеков именно через популярные социальные сети в Интернете.
В 2013 году
киностудия «Узбекфильм» по госзаказу сняла художественный фильм «Одноклассники.ру», который направлен против этой российской социальной сети
Фильм рассказывает о молодых людях, которые попали в сети торговцев людьми через сеть «Одноклассников». Аннотация гласит: «Данная социальная сеть несет в себе многочисленные опасности, которые поджидают наивных пользователей. «Одноклассники» наносят сильный вред неокрепшей психике узбекских пользователей. Посредством таких социальных сетей многие преступные организации манипулируют молодыми людьми, которые сами того не желая и не осознавая, становятся игрушками в их руках».
Здесь важно отметить: значительную часть аудитории «Одноклассников» составляют гастарбайтеры, работающие в России и Казахстане. Поэтому игра на том, что пользователи сети стали жертвами именно работорговцев, кажется достаточно логичной.
Создание и развитие национальных социальных сетей узбекское правительство рассматривает как реальную альтернативу популярным зарубежным социальным сетям. Первостепенной задачей является привлечение молодежи к местным ресурсам общения и получения информации. Местные соцсети рекламируются под девизом «Одна страна — одна сеть». Увы, популярными они не становятся.
— Проблема в том, что при каждом новом шаге нужно вкладывать новые финансовые средства, расширять технические возможности, потому что монетизация соцсети не всегда дает ожидаемый эффект, — объясняет сложности развития узбекских социальных сетей Александр Сучков, редактор журнала Infocom.
Пока самым успешным проектом среди узбекистанских социальных сетей можно считать muloqot.uz (Диалог). Сеть была создана в 2011 году и стала популярной среди студентов и школьников. Руководитель muloqot.uz Фарход Файзуллаев считает, что создание и развитие местных соцсетей имеет большие перспективы. С ним согласен и Александр Сучков:
— Еще пять лет назад многие не верили, что узбекоязычные соцсети могут набрать серьезную аудиторию. На сегодняшний день узбекские ресурсы kun.uz и daryo.uz ежедневно посещают до 300 тысяч человек. Это очень хороший показатель. И новая соцсеть Davra.uz может стать популярной, так как создана на базе крупнейшей образовательной платформы Ziyonet и имеет хорошие технические возможности, — комментирует редактор интернет-журнала.
Конечно, эти цифры отличаются от миллионных показателей Facebook. Но власти Узбекистана, видимо, настроены и дальше создавать альтернативу неконтролируемым зарубежным соцсетям у себя дома.