Есть такой стереотип — среди наших актеров не так часто встретишь глубоко мыслящих людей. Но сегодня у нас в гостях именно такой человек — актриса Айнур Ниязова.
— Айнур, всегда, когда готовился к интервью с вами, не только официальные справки и интервью штудировал, но и интересовался у людей, близких к кинематографическому цеху, кто такая Айнур Ниязова? Какое у нее реноме? Какая репутация? И всегда говорили, что это требовательная и капризная актриса.
— Кто говорит?
— Витает такой слух. Скажите, во-первых, это правда или нет? Если правда, то почему такая именно модель поведения?
— Требовательная – это правда. Я – человек требовательный. Прежде всего к себе. Так получается, что априори в работе я тоже требовательная. Я хочу, чтобы каждый в команде занимался своим делом профессионально. По поводу капризной, кто как говорит. Я не могу сказать, что капризная. Может люди просто путают требовательность с капризностью.
— Вообще, будучи требовательной и капризной, можно ли в нашем кино остаться без работы? Ведь человеческий фактор никто не отменял.
— Мне кажется, будет странно, если человек талантливый, но требовательный к себе и окружающим… и его не будут снимать только потому, что с ним трудно работать. Мне кажется, профессионализм и талант должны быть прежде всего. Никто же не работает с характером человека, работают же с этим пластилином.
— Ну опять же, как часто бывает, у нас идут по пути наименьшего сопротивления. «Что я буду париться с этой актрисой? Лучше подберу кого-нибудь похуже, зато быстрее снимем, быстрее сдадим, быстрее деньги получим».
— Пожалуйста.
— Так чаще всего и получается.
— Может быть так. Но меня радует факт, что я работаю с умными режиссерами, которые смотрят в глубину, а не слушают сплетни и слухи. Меня очень радует, что
режиссеры, которые снимают поверхностное кино, обходят меня стороной
— А каков процент сейчас поверхностного и глубокого кино?
— Я не знаю.
Сейчас в основном снимают сериалы. Их снимают для того, чтобы выполнить заказ. Никто не смотрит, каково содержание, какова форма. Поэтому я телевизор не смотрю и отечественные сериалы тоже.
Совсем недавно у меня были съемки в отечественном сериале под рабочим названием «Зауре». И меня порадовал такой момент. Я сама уже давненько не снимаюсь в сериалах. Я сознательно выбрала этот путь. Не хочу работать в поверхностных проектах. Но «Зауре» мне показался одним из остаточно содержательных проектов. Я имею в виду, за последнее время. Был «Перекресток», который мы всей страной смотрели.
— Который стал уже классикой.
— Я люблю этот сериал. Мы все на нем выросли. А «Зауре»получился качественный продуктом за последнее время.
— Будем надеяться. Тем не менее вы пришли в актерскую профессию за славой? Это было решающим моментом? Я объясню, что имею в виду. Многие актеры, когда добиваются определенных высот, про это просто забывают и начинают рассказывать, как они хотели разобраться с психологией, со своим внутренним богатым миром. Они уже не признаются, что шли в эту профессию за славой. Я лично в это не верю. В эту профессию идут только за славой. Во всяком случае, изначально.
— Мне вы сейчас поверите, потому что я действительно шла за славой. Когда приняла решение поступать на театральный факультет, мне было 15 лет. Ну, о чем может думать 15-летняя девчонка?
Мне было 17-18 лет, я хотела славы, хотела играть главные роли в театре. Тогда я даже не думала, что буду играть в кино
Но когда я стала взрослеть и развиваться, у меня начала появляться своя база, я стала понимать, что работаю далеко не для славы. Мне PR не нужен. Я не занимаюсь самопиаром. На сегодняшний день есть какие-то другие ценности. Если бы мне нужна была слава, я работала бы в каждом сериале, куда бы меня звали. Работала бы в каждом полном метре, куда бы меня звали. Но я выборочно отношусь к этому. Могу отказываться. Сейчас не меня выбирают, сейчас я выбираю, на какие проекты мне идти.
— А это роскошь – выбирать?
— Я думаю, да. Сейчас мало кто так делает. Мне так кажется.
— А что является причиной вашей такой привередливости?
— Вырабатывается хороший вкус.
— То есть вы зарабатываете не только актерством?
— Я выступаю как артист, как певица. Мне это доставляет удовольствие. Потому что я смотрю на это немного под другим углом.
Раньше мне приходилось заниматься этим, чтобы зарабатывать деньги
Сейчас я поменяла свое мышление. Мне нравится сниматься в кино, работать в театре и выступать, как артист.
— Но были сериалы «Жаным», «25-ый километр», которые принесли определенную славу. Если бы этих сериалов не случилось в вашей жизни, можно было бы дойти до такого понимания, до определенной разборчивости? Не люблю слово «привередливый»…
— То есть, если бы я не снималась в этих сериалах…
— И не получили бы ту долю популярности.
— Мне кажется, ничего бы не изменилось, если бы я не пошла работать в эти проекты.
— Тогда бы не утолилась жажда этой популярности?
— Мне не совсем понятен вопрос.
— Вы шли в актерскую профессию за популярностью. Какую-никакую, ее вам дали сериалы. Вы вышли на новый уровень. Но если бы не было этих сериалов, вы могли бы выйти на этот уровень или подсознательно — не подсознательно шли бы к тому, чтобы сняться в каком-нибудь популярном сериале, рейтинговом проекте, чтобы заявить о себе?
— Сериал «Жаным» дал мне популярность. После него меня стали узнавать на улице
Но если представить ситуацию, что я бы там не снималась и дошла бы до такого уровня, я бы также выборочно относилась к проектам. Просто в моей жизни количество сериалов было бы на два меньше. Кстати, «Зауре» — это всего лишь третий сериал в моей жизни. Так что опыт в сериалах у меня небольшой.
— Многие говорят, что сериалы дают закалку, тренинг.
— Да. Это как спортсмен качает мышцы. Приходит в спортзал каждый день и работает. Я ходила в сериал за этим. Мне надо было набраться опыта, чтобы чувствовать камеру, знакомиться с ней, привыкать. Деньги были вторичны. Первая причина – рост.
— Получился ли рост на тех сериалах? Личностный, актерский. Или это иллюзия?
— Наверное, был какой-то рост. Я сейчас анализирую это все, вроде нет. Но, наверное, все-таки был. Это же не проходит бесследно.
— Перейдем к моей любимой теме. Наверное, к нашей с вами любимой теме, которая здесь уже неоднократно обсуждалась. Год назад на вашем месте сидел Адильхан Ержанов и Серик Абишев. Авторы, можно сказать, идеологи партизанского кино. Недавно вы приняли участие в съемках партизанского кино. Это фильм «Судебный исполнитель».
— Причем с огромным удовольствием.
— Я тоже нет-нет снимаюсь в партизанском кино.
— Видела.
— Безумное удовольствие. Что можно сказать? Партизанское кино – практически без бюджета. На голом энтузиазме. И наши партизаны доказали, что это делать можно. У меня вопрос к вам как к наблюдателю, но тем не менее участнику этого процесса. Надолго ли хватит этого запала? Или в какой-то момент это надоест? Давайте уже становиться на какие-то рельсы.
— Я уже знакома с партизанами. Знаю, какой это мир. Я вижу, что эти ребята не сдаются и не останавливаются. Их хватит еще надолго. Чувствую, что не один проект будет. Причем очень успешный.
— Конечно, и Адильхан, и Серик – пробивные люди. Я имею в виду, что про такие фильмы мало кто узнает внутри страны. А их основной посыл именно внутри страны.
— Вы думаете? Мне кажется, они больше работают на фестивальное кино.
— Это внешний аспект. Но контент, который они снимают, адресован и нам тоже. А кино, которое идет на экране кинотеатров, как-то окончательно рассталось с нашей жизнью.
— Неправда.
— Герои живут своей жизнью, а мы — своей.
— Я знакома со многими людьми- киношниками и теми, кто любит качественное кино. Знаю, как они с трепетом ждут и пытаются найти кино того же Адильхана Ержанова.
— Это очень узкая прослойка.
— Не знаю. Они делают закрытые показы в Астане, в Алматы. Народу битком. Это действительно интересно. Мне кажется, картину «Хозяева» уже многие посмотрели. Во всем мире многие посмотрели. Интерес был большой. Он в Каннах участвовал.
— Участвовал. Но у нас в стране посмотрели его совсем недавно.
— Что касается меня, я с большим интересом пошла работать с партизанами. Мне позвонил Адильхан, предложил сняться в «Судебном исполнителе», скинул сценарий. Я согласилась, потому что мне понравилось содержание, понравился характер моего героя прежде всего. И меня совершенно не волновало, что там не платят деньги.
— Настоящих людей искусства это не волнует. Но у нас вечный вопрос. Почему мы никак не найдем золотой середины, которая была бы, тоже избитая фраза, одновременно и для широкого, и для глубокого зрителя.
— Так, наверное, не бывает.
— Почему не бывает? За рубежом бывает. В той же Европе бывает.
— Там зритель другой. У него мышление другое. А посмотрите на нашего зрителя. Кто ходит на экшн? Какая там аудитория? Разве она может понять авторское кино с глубоким смыслом?
— А нужно ли кинематографически воспитывать? Как вы считаете? Или это бесполезно?
— Почему бесполезно. Можно. Я думаю, будет результат. Побольше бы снимали хорошего кино, не думая о бюджете, о том, сколько заработаешь.
— Тем не менее, я вижу достаточно интересную тенденцию, что многие кинематографические актрисы жаждут попробовать себя на театральных подмостках. 2 года назад у вас был опыт создания спектакля «Служанка», который почти сезон продержался на сцене театра «Жас сахна». Мы с вами встречались 2 года назад. Вы были полны энтузиазма. Почему этот проект закончился? И раскройте тайну, как можно, задумав театральную постановку, ее воплотить? Будет ли это прибыльным или неприбыльным делом, затратным?
— Почему мы не продолжаем ставить этот спектакль? Потому что все когда-нибудь начинается и заканчивается. Мы переросли. Когда нужно было показать, мы показали. Сейчас каждый занимается своим делом. Я не вижу смысла его возобновлять. Потому что такой жанр, театр абсурда, естественно, непопулярен. Но меня радует, что было много зрителей, ажиотаж. Многим он понравился. Было много хороших отзывов. Но многим не понравился. Это нормально и правильно. Как это случилось? Мы, молодые девчонки, собрались и захотели что-то сделать на сцене. Я просто пошла в театр «Жас сахна», встретилась с Жанной Байтеновной, предложила ей идею. Она сказала – дерзайте. Очень просто. Принесло ли нам это много денег? Нет. Мне кажется, театральная постановка не может приносить большие бюджеты здесь.
— Почему? Опять же, мало народу? Или народ у нас не театральный?
— Народ был. Но мы сами все это собирали, вкладывали свои деньги. Костюмы, декорации, афиши. И душу вложили, и сердце, и свои деньги. Потому что очень хотелось поставить спектакль. Потом все это окупилось. Но больших денег мы не заработали.
— Хотя бы окупилось. Уже немаловажно.
— Это делалось не ради денег. Честно.
— Я правильно понимаю: если хочешь заниматься творчеством в нашей стране, забудь о деньгах? Будь то авторский театральный проект или кинематографический.
— Так категорично говорить, я думаю, не нужно. Можно быть талантливым, умным, одаренным, заниматься любимым делом и зарабатывать при этом деньги. Можно. Только надо понять, как это делать.
— Такое интересное многоточие вместо точки. Айнур, я редко задаю этот вопрос, но вам задать очень хочется. Что нам ждать от вас в ближайшее время? Вы – редкая гостья и на киноэкране, и на театральной сцене.
— Можно посмотреть телесериал «Зауре» на канале «Хабар». Это первое. Второе, скажу вам по секрету, я собираюсь работать с Адильханом Ержановым. Наконец-то он созрел и написал сценарий для героини – для женщины. Предстоит большая работа. Также я собираюсь работать во французско-израильском проекте. Буду играть узбекскую девушку Дильбар. Картина называется «Дильбар». Надеюсь, что в этом году мы уже поедем работать.
— Вопрос назревает сам собой. Как попасть простой казахстанской актрисе во французско-израильскую картину?
— Надо сниматься в умных фильмах, в авторском кино, ездить на фестивали, выставлять свои картины, знакомиться с режиссерами и продюсерами, быть общительной
Тогда все получится.
— Стало быть, речь не только о внешней мишуре. Спасибо! Надеюсь, это наш с вами не последний разговор!
Видеоверсию смотреть здесь