Петь может любой человек. Просто «на голосе нужно играть, и будет вокальный голос», утверждает наш гость из Москвы, эксперт по вокалу Мария Струве.
— К вам обращаются люди, которые хотят научиться петь. Как долго идет этот процесс? Человек пришел, ничего не умея. Не то что выступать на сцене, а вообще ничего не напевая. Как долго он идет к тому, чтобы научиться петь?
— У тела, как и у инструмента, бывают разные ситуации. В плане голоса тело бывает в состоянии деградации. Люди меняют голос. Человек может говорить достаточно зажатым голосом. Если он достаточно прилично говорил, но просто не пел, потому что боится, то певческий голос может появиться достаточно быстро. Я даю гарантию 32 часа.
— То есть человек запоет через 32 часа?
— Он запоет через 2 часа. Но через 32 часа это будет голос, знания по поводу вокала. Он будет увереннее, здоровее и будет понимать, как дальше работать с голосом. В Алматы я проводила интенсивный курс 4 дня. Одна девочка, 11 лет, пришла и через 5 часов уже пела. До этого не пела никогда. Вытащить голос можно за час.
— Все равно есть люди более талантливые.
— Думаю, что все люди талантливые. И одна из способностей, которая принадлежит человеку — это его голос и умение с ним обращаться. Скажите, если вы не умеете ездить на машине, как вы это сделаете? Вас нужно этому научить. У кого-то это в крови. Кто-то поет с детства. А кому-то это нужно включить, показать, завести. То есть управление голосом – это наука, которую нужно освоить. Существует всего три техники вокала. Как-то я спросила у одного профессора: «Сколько существует техник вокала?» Он ответил: «Сколько людей, столько и техник. Сколько педагогов, сколько и вокальных школ». А их всего три. Три может освоить любой человек. Освоил и начал петь.
— А в чем тогда проблема? Наши дети заканчивают музыкальные школы и не поют.
— У меня была такая мысль, что технологию вокала специально убрали, чтобы сделать эксклюзив, чтобы несколько человек пели и все на них молились. Чтобы уже не понимали, что хорошо, а что плохо. Вы знаете, у нас часто поют артисты, которые талантливы как артисты, но с голосами есть проблемы у многих. Это же выгодно, когда немного людей умеют что-то делать хорошо. Видимо, исторически это сложилось.
— Я смотрю фотографии своей семьи, предков. Много фото, где кто-то музицирует, кто-то поет. И это, видимо, было чем-то естественным. А потом он в какой-то момент петь перестал. Может, человеку времени не хватает, может, он не верит в свои силы. Вот вы много ездите. Я знаю, что вы очень востребованы как эксперт и педагог по вокалу. Как в других странах?
— Я часто бываю в Америке, Европе. В Америке деградация голоса достигла ужасных размеров. У двухлетнего ребенка я вижу ужасную речь. Ему, чтобы вытащить голос, нужно год тренироваться. Там все зажато. Сам английский язык не способствует пению. Что касается темнокожего населения, то у них природа волеизъявления более яркая, они еще сохранили голоса.
— Для них это естественно.
— На них английский язык не повлиял. Имеет значение природа национальности, фонетика. В некоторых языках есть такие звуки как «гр», «др», а в английском и европейских языках звук «р» вообще отсутствует. А это единственный звук, который помогает очень быстро вытащить голос. Мы даже ставим этот звук. Когда я бываю в Америке, всегда стараюсь сначала быстро поставить именно его, а потом заниматься вокалом.
— К вам обращаются люди, которые хотят научиться не только петь. Пение – это еще и здоровье.
— Абсолютно. Существует дыхание, физиология и соотношение зажимов и свобод в теле. У нас в разных частях тела есть зажимы. Есть целый комплекс упражнений, который снимает зажимы дыхательные, физические и психологические. Последние, как правило, связаны с остановками крика, пения. Когда ребенку или взрослому говорят: «Замолчи, не говори!» Мы знаем, что
кости черепа все двигаются. Внутренне пространство можно расширить и заузить. Внешне это почти незаметно
Я замечала, что иногда даже разглаживаются черты лица, лицо становится благороднее, когда встает в правильное соотношение. Этим занимаются азиатские методики. Я не очень их знаю, но могу сказать, что если мы правильно поем, то изнутри дыханием все раздвигаем. После этого вся носоглотка прочищается, человек начинает правильно дышать, перестает делать всхлипы, вздохи и начинает говорить красивым ровным голосом, который соответствует его родному голосу при рождении и соответствует телу.
— Я заметила, что люди, которые поют, дольше остаются молодыми. У них лучше цвет кожи, лица. Это дыхательные упражнения?
— Дыхание. С точки зрения физиологии, у нас крови очень мало, организм большой. Кровь ходит по важным органам. А в голове не так много кровеносных сосудов. Часто руки и ноги у людей бывают холодные. Когда мы начинаем петь, разгоняем кровь и получается, что люди начинают лучше думают, IQ повышается. А что касается здоровья, улучшается циркуляция крови, соответственно укрепляется здоровье.
— Еще есть такое понятие, как магия голоса. Люди, работающие с широкой аудиторией, лекторы обращаются к вам с просьбой научить говорить их красиво и красивым голосом?
— Да. У нас есть специальный курс «Мастерство выступлений». Сейчас очень много курсов публичных выступлений. Как можно человека научить правильно говорить и найти его настоящи тембр, если он не поет? Если говорить о черепе, то у поющего человека высокий столб воздуха. У просто говорящего низкий столб воздуха и не такой звонкий голос. Когда у человека произошла деградация голоса, единственное, чем можно вернуть его в полной мере и очень быстро, это пением.
— Вы часто бываете в Казахстане со своими мастер-классами?
— Я здесь второй раз. Мы проводили интенсивный курс по вокалу. Это такая интересная услуга, когда 4 дня люди поют по 5 часов. Упражнения интересные и веселые. Ребенок 5 лет и взрослый 50 лет, даже старше были. И в одинаковой степени у всех раскрылись голоса.
— Но ребенку, наверное, проще.
— Не всегда. Встречаются люди, которые нормально разговаривают, но боятся раскрыть рот, потому что их когда-то испугали, что нет ни слуха, ни голоса. Они звучно разговаривают, но никогда не поют, потому что для них эта тема закрыта. Но они сразу начинают петь, как только им покажешь, как правильно это делать. Мне в Москве привели девочку 4-х лет, у нее вся носоглотка так была забита, что голос стал глухим, петь не могла, конечно. на занятия ушло несколько часов. Мы помогли ей за часы, а не за годы. Я была удивлена, что в 4 года человек имеет такую физиологию.
— Это связано с болезнями?
— Не особенно. Где-то это связано с экологией, где-то с физиологией, может, человек чего-то боится. У нас есть упражнение, которое помогает человеку быть смелым. Мы проводили опрос в Копенгагене, Москве и в Америке. Задавали один и тот же вопрос: «Любите ли вы петь?» Процент был сумасшедший. Одна пожилая женщина в Копенгагене спела, потому что мы просили: «Спойте!» Остальные отнекивались: не люблю, боюсь и прочее. А ведь это естественная способность человека. Как можно этого лишиться! Это же удовольствие, здоровье и совершенно другой способ общения между людьми. Пойте все!
Морозова: Спасибо!
Видеоверсию смотрите здесь