На мировых биржах — растерянность и тревога. Коммунистическая партия Китая вновь девальвировала свою валюту до уровня пятилетней давности. Что стоит за действиями китайских властей и как очередное падение юаня отразится на мировой экономике?
30 мая 2016 года Народный банк Китая принял решение об ослаблении курса юаня к доллару. Упав на 0,43%, обменный курс юаня приблизился к минимуму марта 2011 года. С сегодняшнего дня доллар в Китае стоит 6,5784 юаней против 6,5490 в пятницу.
Напомним:
череда ослаблений курса юаня к доллару началась в августе 2015 года, что вызвало целый переполох на мировых фондовых рынках
Снижение обменного курса юаня до сих пор порождает споры в экономических кругах. В основном эксперты спорят, как далеко может зайти это управляемое ослабление китайской национальной валюты (курс юаня жестко контролируется ЦК компартии КНР, и Народный банк Китая, подчиняясь партийным установкам, устанавливает для пары доллар/юань «срединный курс», который может отклоняться не более чем на 2% в ту или иную сторону).
Итак, основные версии перманентного падения юаня следующие:
Это официальная версия. Ещё в августе 2015 года, когда и началась вся «свистопляска с юанем», руководство Народного банка попыталось решить сразу две задачи: юань стал «более рыночным» и заодно упал на 2% по отношению к доллару.
Глава Народного банка Китая Чжоу Сяочуань
И до сих пор глава Народного банка Китая Чжоу Сяочуань утверждает, что Нарбанк обращает повышенное внимание на динамику юаня по отношению к корзине валют, а не только к доллару.
Однако многие эксперты отмечают, что регулятор вернулся к старому проверенному способу: официальный курс устанавливается каждый день, а Нарбанк проводит интервенции. Такой «рыночно-нерыночный механизм» имеет под собой серьёзную основу. Прежде всего,
в стабильном курсе юаня заинтересован госсектор экономики КНР. Кроме того, чем стабильней курс, тем проще планировать выплаты, тогда как ненужная волатильность может ухудшить состояние компаний
Эта версия — самая популярная и также мощно обоснованная. Падение китайского экспорта в прошлом году вынудило руководство КНР девальвировать юань, чтобы таким образом дать новый толчок местным экспортерам, повысить их конкурентоспособность на мировом рынке и в итоге замедлить падение темпов экономического роста.
Такой тезис был озвучен еще летом 2015 года специалистами банка Goldman Sachs. Тогда все в мире ожидали повышения ставок ФРС. То же самое происходит и сегодня, тем более, что
глава ФРС Джанет Йеллен недавно сообщила, что Федеральная резервная система США, возможно, повысит базовую ставку на ближайших заседаниях совета директоров
Ну а поскольку юань жёстко привязан к доллару, повышение ставок приведёт к тому, что вслед за долларом вырастет и юань. Чтобы избежать нежелательного роста, в КНР решили заблаговременно ослабить обменный курс своей валюты.
Вячеслав Додонов
Между тем казахстанский экономический эксперт по Китаю, главный научный сотрудник КИСИ Вячеслав Додонов полагает, что существуют еще несколько причин для ослабления юаня.
— Я думаю, что юань будет девальвироваться и дальше, — рассказал эксперт. — Но эта девальвация будет, как и сегодня, управляемой и плавной. Понятно, что
ситуация в КНР сложная, и девальвация — очень эффективный инструмент для лечения экономики
Сейчас девальвацию проводят многие страны, правда, некоторые совершенно бесцельно. Другие страны, например, Япония, пытаются как-то себя оправдать: мол, мы не ведём валютных войн. Но на самом деле мы видим, как меняется курс йены (впрочем, как и других твёрдых валют). На этом фоне открытая и декларируемая финансовая политика КНР — просто образец честности и порядочности.
К трём основным причинам, озвученным выше, я бы добавил и четвёртую. Это создаваемое США Транстихоокеанское партнёрство (ТТП) — международная торгово-экономическая организация, целью которой является создание зоны свободной торговли в Азиатско-Тихоокеанском регионе, — прим. авт.).
Америка никогда не скрывала антикитайской направленности нового объединения, поскольку ТТП ставит огромные барьеры для китайской экспансии в регионе
Вот поэтому КНР нужно этому что-то противопоставить. Что именно? Да ту же «мягкую девальвацию» — достаточно ослабить юань на ту же величину, на которую будут снижены пошлины в зоне свободной торговли в ТТП. Добавлю только, что такая фаза валютной войны — дело не сегодняшнего и даже не завтрашнего дня — пока ТТП ратифицируют все государства огромного региона, пройдёт немало времени. Поэтому я думаю, что у юаня есть огромный потенциал для девальвации. Например, с 2008 по 2010 год доллар стоил 6,8 юаней, сегодня снова можно туда «вернуться» и «постоять» там.
Ещё добавлю, что
не стоит сегодня «бросать все камни в китайский огород» — КНР занимается тем же, чем и все другие страны — защищает свою экономику, у который впервые за много лет наметились серьёзные проблемы
В конце отметим, что на казахстанской фондовой бирже KASE (как и на других биржах мира) с утра царила растерянность — торги по юаню не проводились.