С чего революция начинается в наше время? С Facebook’а. Примерно полтора месяца назад, когда земельный вопрос еще не стоял ребром и о митингах не было речи, целый ряд казахстанских журналистов и просто людей с огромным числом подписчиков в Facebook — то есть людей читаемых и потому влиятельных — получили вопрос-предложение: «А почему бы вам не написать по вопросу о земле?» Несколько известных людей ответили на этот вопрос публично — почему не стоит рассуждать о земле тем, кто на ней не работает.
Первыми «под прицел» патриотов-доброжелателей попали известные журналисты. Так, популярный автор Тулеген Байтукенов в разговоре со мной сказал: «Меня часто просят дать интервью по земельному вопросу. Но я в нём мало чего понимаю. Вот о кино могу говорить хоть сутки!».
Не менее известный журналист Ирина Савельева также, видимо, подвергалась «земным просьбам». Она ответила на своей страничке емко и в меру хлестко:
«Меня сейчас тут спросили, почему я как журналист и гражданин вместо того, чтобы писать остро социальные посты на злобу дня, которая день ото дня всё злобнее и злее, трачу свой публицистический талант на разную обывательскую хрень. Мне не хватает мужества, у меня нет мнения или я не сочувствую?
<…> Что касается мужества. Сейчас весь Фейсбук завален острыми социальными постами «талантливых публицистов», зачем я вам? На этом фоне как раз требуется мужество продолжать писать всякую обывательскую хрень, которая, кстати, в подоплёке иногда гораздо социальнее, чем с…ач под теми острыми постами.
Что касается мнения.
Я имею своё собственное мнение по всему, что происходит и что не происходит тоже. Но это не значит, что я хочу или буду его высказывать
В-третьих, моя страница на Фейсбуке — это мой монастырь, а не мажилис парламента, принимающий простым большинством поправки в устав этого монастыря. Тут я автор: сама пишу, сама ратифицирую, сама вето кладу. Это не значит, что мне неинтересно ваше мнение. Очень интересно.
<…> Ну а насчёт сочувствия… Сочувствую. Но не хочу».
Для подкрепления своего выстраданного мнения Ирина привела знаменитый фрагмент знаменитой картины.
Не стала высказывать своего мнения по вопросу «продажи-непродажи» земли и самая, пожалуй, знаменитая секс-блогерша Казахстана, «казахская Жанна Д’Арк» Асель Баяндарова. Вот что она написала по этому поводу также на страничке в Facebook:
«…Выросшая в 2 раза аудитория, Понимание, что моё негативное в отношении чего-либо может принести проблемы для этого «чего», ведь для большинства моих подписчиков я — казахская Жанна Д’Арк, и моё мнение будет влиятельным, меня как мирного человека это пугает и одновременно заводит на уровне первобытных подкорковых механизмов конкурентной борьбы — я сильна! Что ещё сильнее меня пугает.
Думаю, схожие чувства испытывали учёные, открывшие атомную энергию. Ужаснувшись огромной силе, которая может принести пользу, либо разрушить
«Аселя, ты обязана написать о продаже земли! раз такая популярная» — потребовала моя тётя (это на вопрос как отреагировали мои родственники), «пожалуйста, напиши про нас отзыв», «автор, пиши ещё! Также весело и прикольно». Но я пишу только о том, в чем я компетентна и что мне интересно».
Твиттер-революция — новый термин в современной политологии. Под ним понимают демонстрации и прямые действия, организованные с помощью социальных сетей. Несмотря на упоминание сети Twitter, наибольшую роль в твиттер-революции играет именно Facebook. Именно это объединяет «Арабскую весну» и украинский Майдан. Исследования университета Манчестера показали, что Facebook был ключевым инструментом в координации действий половины участников Евромайдана.