Почему доллар «висит» на отметке в 330 тенге уже более двух месяцев? Можно ли назвать статичность американской валюты затишьем перед бурей? Как долго в обменниках не будет происходить ничего нового? Вот что думают об этом эксперты.
Айдархан Кусаинов, финансовый аналитик:
— Доллар «завис», потому что зависло все — цена на нефть, российский рубль. Это нормальная макроэкономическая ситуация, которая случается. Чувствительность курса и рубля, и тенге к цене на нефть сильно упала. Во-первых, две валюты перешли в свободное плавание, они теперь тоньше реагируют на ценовые скачки нефти. А во-вторых,
в существующем ценовом коридоре, когда стоимость барреля меньше 50 долларов, чувствительность валют гораздо ниже, чем когда нефть стоила 100 долларов
Все же понятно: большая цена — большие объемы, а когда речь идет о 40-50 долларах за баррель, это чувствуется уже не так серьезно. Отсюда и делаем вывод, что курс тенге стал каким-то равновесным, без шоковых колебаний на ровном месте.
— А это не потому, что Нацбанк продолжает делать вливания?
— Нацбанк не делает вливаний, Нацбанк покупает доллары. Таким образом,
Нацбанк теперь сдерживает не рост курса доллара, а его падение, но это понятно, почему
— Как долго это может продолжаться и что может изменить курс?
— Это может продолжаться вечно, пока стоит цена на нефть. Даже при гипотетическом падении цены на нефть тенге сильно прыгать в курсе не будет. Думаю, в ближайшей перспективе при текущих реалиях доллар будет стоить в коридоре 320-340 тенге. Держатели долларовых депозитов будут потихоньку проигрывать день за днем.
— То есть от долларовых депозитов стоит избавляться?
— Это следовало сделать еще 2 месяца назад, о чем я говорил еще тогда. Сейчас самый лучший вариант — «переворачиваться» в тенге, то есть конвертировать депозиты с доллара на тенге. Причем я не призываю делать это полностью, должна быть нормальная диверсификация из-за плавающего курса.
Я бы половину, а то и процентов 80 «перевернул» в тенге, а остальное оставил в долларах. Пока это самый лучший вариант не терять на плавающем курсе.
Денис Кривошеев, экономист:
— Все те, кто в самом начале вложили в доллары, в прошлом году, выиграли, даже если взять сегодняшний курс в 330 и начало роста — 180, то 150 тенге за доллар выиграли. И хоть что сейчас доказывай. Если конечно речь не идет о тех, кто вложился в доллары на максимуме, но тогда это проблема инвесторов, потому что мы все прекрасно знаем, что вкладываться в любой инструмент на его пике — это безумие. И об этом, кстати, я говорил, когда все начиналось. Я говорил, что на пике в 380 тенге за доллар выходить на рынок уже поздно. Когда в 2014 году доллар поднялся со 150 до 180, я как раз-таки говорил, что пора входить в доллар, потому что он подорожает. И на тот момент назывался коридор до 270 до 330.
Что касается нынешней цены за доллар, он стоит ровно столько, сколько хочет правительство. Никаких других инструментов влияния на курс, как мы знаем, нет
Это мы видели и в додевальвационный период, когда целый год держали, несмотря на все признаки того, что нужно уходить. Пожертвовали огромное количество денег, попросту вывезли их, когда частные домохозяйства весь спрос реализовали в России. Соответственно, можно сделать вывод — доллар будет стоить столько, сколько захочет. Самое важное, чтобы мы с вами понимали — когда доллар рухнул до 380, нефть упала более чем в 4 раза. Даже если сегодня мы представим, что нефть будет стоить 60 долларов, то есть в 2 раза меньше, чем год назад, то и тенге должен стоить в 2 раза меньше. А это — 360.
— Как будет вести себя доллар в случае изменения цен на нефть?
— Я не склонен связывать стоимость нефти со стоимостью доллара. Я понимаю, что экспертам очень удобно привязываться к рублю, к нефти и всему остальному, но есть вещи гораздо важнее — это нам нужно усвоить наконец-то. Стоимость доллара должна отражать эффективность труда, то есть наш тенге дорог, то и услуги, которые мы оказываем, товары, которые мы производим, все дорого относительно стран с более высоким коэффициентом полезного действия рабочей силы.
Надо понимать, что все эти годы наши производственные силы дорожали намного быстрее, чем их эффективность. И вот что было важно, когда нужно было заводить девальвацию — в стоимость ресурсов, а не в нефть
При такой дорогой стоимости рабочих рук невозможно развитие бизнеса. И сейчас, когда все ратуют за укрепление тенге, нужно понимать — чем дороже тенге, тем дороже рабочая сила в долларовом эквиваленте, который является определяющим в расчетах. Так и ВВП правильно считать не в тенге, как это у нас делается, а в долларах, так как это универсальный стандарт. У нас всегда так — когда выгодно, считают в долларах, когда невыгодно — в тенге.
Еще очень важная вещь — у нас не учитывается инфляция в стоимости тенге. Я еще до девальвации говорил о том, что в курсе должна учитываться инфляция. Она может позволить себе не учитываться в исключительных случаях, а когда у нас инфляция 15%, а в США 2%, получается разница в 13%, и она никаким образом не учитывается в курсе в конце года, то мы с каждым разом получаем то, что получили за последние годы.
— А в чем сейчас лучше хранить деньги, чтобы не проиграть?
— Что значит проиграть? В долларах никто не проиграл ведь. iPhone как стоил 1000 долларов, так и стоит. Страна, за исключением молока, ничего не производит. Или вы считаете, что сантехник должен ходить с iPhone? Это вопрос справедливости оценки нашего труда. Чтобы купить iPhone за 1000 долларов, их нужно заработать. А
у нас в нефтяных регионах, я знаю, водители зарабатывали 2 iPhone в месяц, а ведь это просто водители
Если люди хранили в долларах, они в них и выигрывают, потому что основные товары в долларах дешевеют уже какой год подряд. Все дешевеет и становится более качественным. Я не за популизм, а за логику.
Для обывателя скажу так — непрофессиональные игроки при выборе валюты депозита или инструмента для вложения не должны кидаться туда-обратно — чтобы выйти на 380 и вернуться с потерями на 330. У нас не страна биржевых игроков. Поэтому вопрос весь в сохранении вложений. Так вот в долларах ту сумму, которую они на момент обмена заработали в 2015 году, они не только сохранили, но даже приумножили. Так пусть радуются, чего стонут-то?
— Так говорили же, что будет и 500!
— Будет 500, обязательно будет. Поверьте мне. Когда — я не знаю, но сегодня справедливая цена доллара, если мы исходим хотя бы из таргетирования инфляции, 420
Почему она другая в обменниках — вопрос не ко мне, а к правительству. Дешевый доллар — вопрос политический. Когда страна ничего не производит сама, она все импортирует. Соответственно, подешевевший доллар при отсутствии при прежних зарплатах создает иллюзию большей доступности товаров. Сюда прибавим сокращение маржи со стороны поставщиков, чтобы хоть как-то сохранить бизнес, на этом фоне вроде как сильно ничего не поменялось. И это очень удобная позиция.