В преддверии «последних звонков» и выпускных балов в казахстанском обществе вновь возникли споры относительно ношения ученицами школ и колледжей хиджабов и других элементов одежды религиозного значения.
Старт дебатам о хиджабе дал конфликт 2014 года, когда в Семее 15-летнюю школьницу отстранили от уроков из-за хиджаба, который она предпочла единой школьной форме. Тогда родители девочки объяснили, что пошили школьную форму для дочери в соответствии с нормами шариата: юбка в пол, блузка с длинными рукавами и платок-хиджаб. Но при этом они постарались, чтобы одежда максимально походила на форму ее одноклассниц, поэтому использовали стандартную для школьной формы ткань.
В этом году очередной министр образования и науки Ерлан Сагадиев своим приказом утвердил требования к обязательной школьной форме, где в пункте 2.13 было указано о недопущении включения элементов одежды религиозной принадлежности различных конфессий в школьную форму. К слову: в приказе нет ни слова о школьной обуви. То есть в популярных сегодня лабутенах выпускницам, получается, ходить можно, а в хиджабах — нельзя. Словом,
казалось бы, вопрос о хиджабах решен окончательно, но неприятие нового закона во многих семьях, следующих законам шариата, осталось
Кстати, по поводу ношения хиджаба в школе спорят и многие казахстанские богословы. Вот несколько мнений.
Айдар Абуов, председатель ОО «Конгресс религиоведов»:
— В Казахстане государственное образование носит светский характер, что обеспечивается отделением общеобразовательной школы и системы образования от религии.
Поэтому приказ Министерства образования и науки, утвердивший запрет на ношение религиозной атрибутики в общеобразовательных школьных учреждениях, исходит из логики предоставления равных возможностей получения образования учащимися, независимо от их социального, этнического и конфессионального отличия.
Мне кажется, критические высказывания и муссирование этой темы cо стороны определенной части верующих граждан несостоятельны ввиду того, что
данные требования относятся только к школьникам и никоим образом не ущемляют права детей на свободу вероисповедания
Досай Кенжетай, теолог, профессор:
— В исламе получение образования является обязанностью каждого мусульманина. Наша страна ставит целью быть в числе передовых стран с развитой системой образования.
В этой связи нашим школьникам недопустимо внешне отличаться по конфессиональным признакам.
Думаю, родителям и ученикам необходимо подчиниться приказу министра по поводу внедрения единой школьной формы
Мухитдин Исаулы, доктор теологии, исламовед:
— В нашей стране получение образования является обязанностью каждого гражданина. Знание является одной из ценностей ислама. Это можно проследить по первому ниспосланному в Коране аяту: «Читай во имя Господа, который сотворил все сущее…».
Школа – это святое место. А если сегодняшняя школьная форма не соответствует каким-то религиозным предписаниям, то это не означает, что мы должны лишать ребенка получения знаний. Скажу еще больше,
не пускать детей в школу, тем самым делая из него необразованного человека — «джахиля» — является большим грехом
Поэтому я призываю не рассматривать утвержденные требования по ношению школьной формы в качестве признака ущемления свободы вероисповедания граждан.
Асылбек Избаиров, профессор кафедры религиоведения ЕНУ имени Л. Н. Гумилева, директор Института геополитических исследований:
— Очень важно, чтобы чиновники не увлекались демагогией, тем самым еще больше усугубляя создавшуюся ситуацию. Давайте будем честными:
само по себе ношение хиджаба мусульманками не является проблемой и тем более угрозой светскости государства
Сегодня нередки случаи, когда мусульманок с покрытой головой не берут на работу или оказывают на них давление в учебных заведениях…
Это, конечно, провоцирует возникновение социально отчужденной группы аутсайдеров. Именно такие социальные гетто — благоприятнейшая почва, на которой семена религиозного экстремизма, умело брошенные недобрыми людьми, могут дать буйные всходы.
«В Турции выросло поколение молодых женщин-миллениалок, которые взрослели в светских, неолиберальных условиях, — пишет портал ЦентрАзия.
Они учатся, работают и хотят выглядеть как правоверные, но носить при этом красивую одежду, делать модный макияж
Это новый «мусульманский шик». Соответствующий хештег #muslimchic набирает популярность в Instagram, а сами представительницы данной социальной группы стали предметом интереса СМИ и исследователей.
«Не то чтобы девушек, любящих вещи традиционные, но при этом первоклассные, раньше не существовало. Просто их постепенно становилось все больше, их мнение набирало вес, и наконец о них заговорили», — рассказала The Financial Times 29-летняя турчанка Хюлья Аслан, ранее сотрудница местного женского журнала Ala Dergi, а теперь маркетинг-консультант. Она разрабатывает стратегии для новых брендов, сделавших ставку на «мусульманский шик».
Ничего подобного не было примерно до 2010 года: с одной стороны, косметика и высокие каблуки не поощрялись; с другой, чтобы приобрести более-менее приличную религиозную одежду приходилось шить ее на заказ у портнихи (все, что продавалось в магазинах, было слишком унылым).
С ростом уровня женского образования и увеличением количества работающих представительниц прекрасного пола ситуация постепенно изменилась
Хештег #muslimchic, как и дополняющие его #hijabchic (#хиджабшик), #modesty (#скромность), #modestfashion (#скромнаямода) популярен не только в Турции, но и в других светских мусульманских странах, и всюду, где живут носительницы хиджабов».