Свидетели по делу о публикации заказных статей, содержавших заведомо ложную информацию о деятельности «Казкома», в деталях рассказали о том, кому, сколько и за что платил заказчик.
На скамье подсудимых по-прежнему два человека: журналист, учредитель и собственник сайта nakanune.kz Гузяль Байдалинова и бизнесмен Таир Калдыбаев. Последнего обвиняют в заказе статей, содержащих недостоверные сведения о банке, которые впоследствии были размещены на интернет-портале Республика и перепечатаны на nakanune.kz.
На последнем заседании судом были допрошены одни из основных свидетелей по делу, журналисты Махамбет Ауезов и Рафаэль Балгин.
Как выяснилось, именно с Ауезовым изначально связался бизнесмен Таир Калдыбаев с просьбой о публикации критических материалов о деятельности «Казкома».
— Один из помощников Калдыбаева был знаком с моей дальней родственницей, они нас познакомили. Он искал журналиста и поэтому обратился ко мне. Первоначально он хотел давать просто критические материалы, это выходило в газете. Но затем этого оказалось мало, нужно было более жесткие. Поэтому пошла и выдумка. То есть то, что публиковалось на ресурсе «Республика» — действительно ложные сведения, — говорит Махамбет Ауезов.
По его словам, и Ирина Петрушова, и Гузяль Байдалинова с самого начала были в курсе того, что в передаваемых им для публикации материалах содержатся недостоверные сведения. Однако щедрые гонорары заказчика оказались решающим фактором в вопросе их появления на страницах их интернет-изданий.
— Поэтому и была поставлена высокая цена за размещение этой информации и поэтому часто статьи размещали от лица анонимных авторов. То есть все были в курсе. Цену за размещение статей устанавливал сам портал — от 5 до 10 тысяч долларов за публикацию в зависимости от времени нахождения материала на сайте и размещения в определенном нужном месте, перепечатки в других источниках. Цену устанавливала Ирина Петрушова. Деньги для нее имели главное значение, — рассказывает Махамбет Ауезов.
Он также пояснил, что выбор ресурса «Республика» для публикации ложных материалов был сделан непосредственно заказчиком. Во-первых, потому что портал имел репутацию оппозиционного, во-вторых, потому что ни одно другое серьезное СМИ не взялось бы за такое, изначально понимая, что информация недостоверная.
То же самое подтвердил и второй свидетель по делу — Рафаэль Балгин.
— Долгое время я был безработный, ко мне обратился Махамбет Ауэзов и предложил поучаствовать в одном проекте по размещению материалов. От меня требовалось взять у Ауэзова тезисы материалов и передать их по электронной почте Петрушовой. О заказчике я ничего не знал, хотя о том, что эти сведения недостоверны, было понятно. Ауэзов в ряде случаев просил, чтобы я передал Петрушовой, что эти материалы нужно «натянуть» для того, чтобы они правдоподобно выглядели. Деньги за это предлагались немалые. В общем, они согласились на эти условия, — сказал он.
Рафаэль Балгин также отметил, что готов подтвердить все свои показания слово в слово даже на очной ставке с Ириной Петрушовой, однако если она и состоится, то скорее всего будет проходить не воочию, а по одной из программ интернет-связи, так как сама Ирина Петрушова находится за пределами Казахстана и, судя по всему, в ближайшее время возвращаться не собирается, опасаясь задержания правоохранительными органами.