С появлением Facebook, Twitter и Youtube Интернет стал едва ли центральным компонентом нашей жизни. К новой цифровой эре быстро и умело адаптировался терроризм. О том, какие методы используют интернет-джихадисты, рассказывает руководитель оперативной группы «Albany» (Великобритания) Джордж Томас.
— Интернет-средства, которые сейчас террористы используют для распространения идеологии, вербовки, подстрекательства к насилию и ненависти, далеко не новое явление, — говорит Джордж Томас. — Маркетинговые механизмы хорошо известны современным крупным корпорациям. Они полагаются на рекламу, приведенную в соответствие современным тенденциям, стилям и культурам. Другими словами это называется захват «Духа времени».
Сегодняшние исламские цифровые джихадисты — «продукты интернет-поколения», многие из них — настоящие «цифровые аборигены»
Они полностью осведомлены о тенденциях, стилях и механизмах, используемых в Интернете, а значит могут успешно использовать любые платформы для привлечения большей аудитории и распространения своей идеологии.
Пропагандистская машина ИГИЛ эффективно продемонстрировала свою осведомленность и компетентность в использовании Интернета для своей кампании, нацеленной на аудиторию, близкую к западной культуре. Например, с помощью «мемов», как правило юмористического характера, копируются и быстро распространяются среди интернет-пользователей мемы и от ИГИЛ.
Для примера возьмём популярный на Западе интернет-мем «Живешь только раз» (YOLO), который возник в 2013 году.
ИГИЛ, в свою очередь, изменил одно слово – «Умрешь только один раз» – (YODO). Это смешно, это популярно среди подростков. Так что, рекламируя себя, ИГИЛ (в лице молодых пользователей соцсетей) использует язык сверстников, который можно легко понять и признать.
Другой способ захвата «духа времени» на Твиттере – это изменение общих хэштэгов. ИГИЛ изменил различные культурные «мемы», высмеивая Запад. Например, в Ираке захватываются американские «Хаммеры». Тут же в хэштэге #bringbackourhumvee ИГИЛ высмеивает Белый дом.
Более серьезные насмешки связаны с похищением более 200 девочек Боко Харамом в Нигерии на хэштэге #bringbackourgirls. Кроме того, Аль-Шабаб использовали хэштэг #BostonBombings не только для высмеивания Запада или распространения своей идеологии, там даже делался намёк на возможное участие группировки во взрыве, который произошел в Бостоне в 2013 году.
Аналогичные подходы были использованы в беспорядках в городе Фергюсон (США). Террористы стали использовать приложения, которые используются западной молодежной культурой.
ИГИЛ даже выпустил своё приложение «Dawn of Glad Tidings»,
которое позволяет взломать учётную запись и периодически использовать её для передачи сообщений. Оно описано как «приложение, которое несёт новостную информацию из Сирии, Ирака и исламского мира». Это позволяет «подчинять и контролировать» учётные записи на различных платформах, создавая значительный множительный эффект.
Кроме того, мишенью сегодняшних террористов стали видеоигры, где впечатлительная молодежь подвергается мощной идеологической обработке. Кстати, обмен сообщениями может быть прекрасно встроен в мультимедийные интернет-игры.
Видеоигра Хезболлы 2003 года «Strike Force» является ранним примером этого типа обработки (игра сосредоточена на бойцах Хезболлы, которые сражаются с армией обороны Израиля), есть также видеоигра «Shoot-em up», которая призывает игроков взять на себя героическую борьбу, отправиться в джихад против врага. При этом ИГИЛ знает свою аудиторию и эффективно использует знакомую для геймеров терминологию.
— Словом, для джихадистов находиться онлайн и принимать участие в различных цифровых СМИ является стандартной практикой, — продолжает Дж. Томас.
По мнению эксперта, ИГИЛ продемонстрировал высочайшее качество виртуальной продукции, по мощи приравненное к огневой. Аль Хаят медиа-центр, пропагандистская машина ИГИЛ, выпустила множество ярких и боевых видео, в частности, с графическими образами и батальными эпизодами. Кроме того,
в современном менталитете исламского джихада появились новые идеалы: «присоединение», «участие» и «вклад в онлайн-битвы»
Это сегодня рассматривается в качестве новой формы коллективного поклонения и знака верности делу.
Экстремистские последователи в Facebook и Twitter, такие как Фронт ан-Нусра в Сирии, рассматривают интернет-деятельность как ключевой элемент современного джихада.
— Террористы всё чаще ведут работы в неуправляемых цифровых пространствах, в то время как мы сбиты с толку только видимым содержимым в Интернете, — говорит г-н Томас. — Когда большинство из нас говорят об Интернете, мы имеем в виду «Clearnet» («Чистая паутина»). Тем не менее,
большая часть Интернета является на самом деле «Dark Web» («Скрытая паутина»). Она не индексируются поисковыми системами и предназначена для анонимов, которых трудно отследить
— Сбор и анализ информации «Dark Web» бросил вызов нашим исследователям, так как террористы могут легко скрыть свою личность и удалить следы своей деятельности в Сети. Террористы в Сирии уже привыкли уклоняться от надзора со стороны режима Асада с помощью специальных маршрутизаторов, например, TOR (The Onion Router), который используется для запуска скрытой сети внутри «Dark Web», — заканчивает специалист из оперативной группы «Albany» Джордж Томас.
Добавим, что по данным экспертов, только за один год численность пользователей TOR увеличилась в 4 раза, до 4-хмиллионной отметки (хотя не все из них имеют террористический характер). Отметим и молодой возраст кибер-террористов, тогда как борьба с ними проводится людьми среднего возраста, стратегия мышления которых часто связана с традиционными СМИ.