Ерлан Аскарбеков, член клуба PRшы:
— Говоря об экономических последствиях произошедших событий, нужно отметить три аспекта, совершенно неосознаваемых сейчас массами и даже бизнесменами. Первый аспект осознала ваша редакция — браво! — это инвестиционная привлекательность Казахстана для любых агроинвесторов. Есть у меня информация, что минимум одна китайская компания, которая даже и не планировала заходить в страну, а просто хотела покупать нашу сельхозпродукцию, теперь волнуется и спрашивает у казахских бизнесменов, что бы это все значило.
Но нужно понимать самое главное о китайцах — у этой цивилизации истинной религией всегда является государство. И для них решение нашего президента, по-моему, более сильно и успокаивающе прозвучало, чем даже для нас
Во-вторых, Китай просто обречен покупать исторически нашу сельхозпродукцию. Прошлым министром, например, год назад проведен закон об органической продукции, теперь наши зерно, мясо, масло становятся конкурентнее на мировом рынке. А знаете, что недавний съезд китайской компартии объявил улучшение качества питания главным национальным приоритетом? Поэтому историческая задача — Казахстан кормит Китай и зарабатывает на этом серьезные деньги — будет выполнена. Весь нюанс в другом. У нас исторический выбор очень простой — или только китайские инвесторы создадут СП с нашими местными бизнесменами, тогда наша доля в прибылях будет меньше. Конечно, тысячи рабочих будут наши, казахстанцы, а часть управленцев — да, китайские топ-менеджеры, каждый на визе, каждый индивидуально изучаемый нашими властями.
Другая альтернатива — это когда наши городские мультимиллионеры и миллиардеры наконец-то проснутся и сами начнут создавать партнерства с самыми мощными профессиональными крестьянскими хозяйствами
Конечно,
массовый читатель сейчас дезинформирован, зол на власть и не хочет слушать факты,
поэтому я понимаю, какую глупость напишут в комментариях к этому тексту. Но факты таковы: у нашего среднего и крупного НЕолигархического бизнеса инвестиционный потенциал раз в 100 больше, чем все госсубсидии в эту отрасль за всю историю. В стране работает примерно 7 тысяч наших профессиональных устойчивых фермеров (я беру 10% от 70 тысяч активно работающих). Так что существует огромная инвестиционная возможность.
Я хочу обратиться прежде всего ко всем финансовым и инвестиционным директорам Казахстана, к профессионалам. При такой альтернативе наш бизнес не сразу, конечно, а лет за 10-20 имеет шанс завоевать 10-20% от внутреннего рынка Китая (а есть еще Индия и Иран). А этот рынок уже подходит к 2 триллионам долларов в год.
То есть
выполнить эту задачу — возродить наш бизнес, вернуть простых людей к труду на земле,
тем самым снять социальную напряженность, полностью обезопасить экономику от колебания цен на сырье. Вот какова на самом деле цена вопроса — это не пресловутые 10 соток, не личные подсобные хозяйства, а судьба тысяч крестьянских хозяйств, судьба страны. Это — вторая ступень для нашего суверенитета.
Поэтому так важен второй аспект — мораторий на новый текст Кодекса не отменяет ни старый текст, ни аукционов, намеченных на это лето. И ввиду исторической логики, описанной выше,
лично я, вместе с фермерами-профессионалами, за частную собственность для тех, кто обрабатывает землю,
причем постепенно переходя на производство органической еды, на более дорогую и в себестоимости, и в продаже бизнес-тему.
Это — наша историческая стратегия. Но опять — какова будет наша национальная доля в этом бизнесе? 50% или 70-80%? Первые 5 корпораций из КНР уже зашли в страну именно по схеме СП, они приносят первые 1,5 миллиарда долларов. Это только самое начало инвестиций. И повторю — эти же миллиарды есть у наших частников, и у 40 тысяч средних компаний, и у 200 крупных бизнес-групп. Впрочем, может аукционы и отложат, но они все равно неизбежны.
Третий аспект, который вызывает тревогу — будут ли сохранены и развиты реформы отрасли, которые хоть и под градом критики, часто незаслуженной, проводили минсельхоз и его комитеты крайние 5 лет? Восстановление международной оценки нашей страны как свободной от ящура. Нормализация племенной работы. Создание центров распространения знаний, которые бесплатно консультируют фермеров. Создание закона о кооперации, чтобы фермеры сообща сокращали свои расходы. Начало реформирования закона о страховании — это вообще самый главный вопрос, который интересует сейчас инвесторов. Все эти шаги нужно сохранить, понять и развить.
Но, увы, у нас чаще всего в стране все ломают или портят «улучшениями» работы предшественника. Искренне
надеюсь, наш общенациональный и государственный интерес в этот раз все-таки одержит верх над банальным межклановым самолюбием и интригами