За январь-апрель 2016 года пассажироперевозки по железной дороге в Казахстане упали на 36% по отношению к аналогичному периоду 2015 года, сообщает аналитическая служба Energyprom.kz.
Перевозки грузов и багажа сократились на 6%. За год пассажирооборот по железным дорогам сократился на 42%, грузооборот — на 1,2%.
Доходы транспортно-логистических компаний за январь-апрель 2016 года составили 742,2 млрд тг, что на 33,2% больше, чем в первые 4 месяца 2015 года. Однако ж/д-сектор показывает противоположный тренд — снижение доходов на 0,5%, до 216,7 млрд тг.
Доля ж/д-перевозок в структуре доходов транспортной отрасли составила за 4 месяца текущего года всего 29,2%, против 39,1% годом ранее.
Снижение произошло за счет сегмента перевозки пассажиров, где за январь-апрель 2016 года доходы упали на 24,5% по отношению к январю-апрелю 2015 года, с 32 до 24,2 млрд тг. Доходы от перевозок грузов и багажа немного подросли (на 3,6%), составив за 4 месяца 2016 года 192,5 млрд тг, против 185,8 млрд тг годом ранее.
Доля пассажирских перевозок в структуре доходов от ж/д-перевозок сократилась до 11,2%, против 14,7% в аналогичном периоде 2015 года.
В натуральном выражении перевозки грузов и багажа за январь-апрель в ж/д-сегменте сократились год-к-году (то есть в сравнении с аналогичным периодом прошлого года) на 5,7%, до 100,6 млн тонн. Для сравнения, в целом по всем видам транспорта объем грузоперевозок также показал снижение, но менее существенное — всего на 0,5%.
Грузооборот сократился до 72,2 тонно-километра (ткм), на 1,2%. В целом по всем видам транспорта отмечен рост на 0,5%.
В многолетней динамике был зафиксирован резкий прирост грузоперевозок в 2015 году (сразу на 22,6% к показателям 2014 года). Ранее в секторе два года подряд отмечался спад (в 2014 — на 5,5%, в 2013 — на 0,5%).
Тем временем, Казахстан, Азербайджан и Грузия договорились увеличить объем грузоперевозок по Транскаспийскому международному транспортному маршруту (ТМТМ). Соглашением между тремя странами предусматривается создание транспортного консоциума между компаниями KTZ Express, ADY Express, Trans Caucasus terminals и ACSC Logistics. Маршрут будет пролегать через Китай, Казахстан, Азербайджан, Грузию и далее через Турцию и Украину в Европу.
АО «KTZ Express» — является 100% дочерней организацией АО «Национальная компания «Қазақстан темір жолы».
Пассажирские ж/д-перевозки показали значительно больший спад, чем грузоперевозки — до 6,7 млн пассажиров за январь-апрель 2016 года против 10,5 млн человек годом ранее. Для сравнения, по всем видам транспорта, напротив, отмечен прирост на 2,1%.
Пассажирооборот сократился в ж/д-сегменте на 42,3%, до 5,1 пассажиро-километра. Для сравнения, в целом по всем видам транспорта пассажирооборот вырос на 1,4% за год.
В многолетней динамике тенденция снижения объема пассажирских перевозок началась уже в прошлом году, который уступил 2014 году сразу на 22,2%. Ранее сегмент пассажирских перевозок показывал прирост (в 2014 году — на 21%, в 2013 — на 17,9%). Таким образом,
кризис в ж/д-перевозках наиболее остро выразился в сегменте пассажироперевозок. Ключевой фактор — падение реальных доходов и покупательской способности населения.