Европейский банк реконструкции и развития в качестве отдельного приоритета своей деятельности в 21-м веке обозначил развитие торговли и транспортного потенциала по всей длине древнего Великого Шелкового пути. В качестве одной из практических мер к реализации этого приоритета ЕБРР за 3,3 миллиона евро приобрел 33% долю участия в компании GT Globaltruck Kazakhstan Limited – кипрском холдинге, который владеет начинающей транспортной компанией Longrun Asia в Казахстане.
Globaltruck является одной из лидирующих в Балтике с СНГ компаний в области перевозки грузов в пределах СНГ и по всей Европе. Longrun Asia использует средства ЕБРР и финансы своей материнской компании Globaltruck в размере 6,7 миллиона евро, чтобы купить до 300 грузовиков и прицепов. Первая партия транспортных средств будет закуплена уже в текущем 2016 году.
На своем корпоративном сайте банк пишет, что
транспортная индустрия Казахстана фрагментирована и в ней мало опытных игроков
с соответствующего размера парками техники, чтобы быть в состоянии обслуживать самые крупные международные компании, которые занимаются торговлей по маршруту «Европа-Китай» и обратно через территорию Казахстана… наши инвестиции помогут компании Globaltruck Kazakhstan создать полноценную и укомплектованную транспортную компанию, которая в перспективе дойдет до уровня, на котором станет обслуживать трансграничную и континентальную торговлю…»
Европейский банк реконструкции и развития – самый крупный инвестор в те сектора экономики Казахстана, что не имеют отношения в нефти и газу
По состоянию на сегодня, общая сумма инвестиций банка в республику составили 6,3 миллиарда евро. Приобретаемая компания – это лишь мелкий шаг к реализации более крупной задачи ЕС в Казахстане – построение того, что в Европе называют «мягкой инфраструктурой».
«Мягкая инфраструктура» принимает большое количество форм. Самой распространенной является структура тарифов, выставляемых правительством транзитной страны перевозчикам за пользование конкретными авто и жд маршрутами.
Самым распространенным способом развить данный элемент «мягкой инфраструктуры» — установить низкие тарифы
В противном случае есть риск, что перевозчики обратятся к старым, например, морским и воздушным маршрутам, посчитав их более конкурентными. Если же тарифы будут слишком низкие, местное население начнет выказывать недовольство использованием земли за бесценок. Эксперты ЕС считают, что Европа могла бы заключить с Казахстаном соглашения, по которым будут предусмотрены все эти вопросы.
Второй самый распространенный элемент «мягкой инфраструктуры» — это большое количество частных транспортно-экспедиторских, логистических, страховых, складских, снабженческих и эксплуатационно-сервисных, а также гостиничных предприятий. Отсутствие какого-либо из этих элементов на частном рынке может нарушить плавную работу транзитных коридоров Казахстана.
Европейские эксперты из программы Silkroadstudies.org отмечают отсутствие у Европы и Казахстана комплексной программы развития частного сектора в рассматриваемой области. Стороны могли бы объединиться, чтобы решить многие вопросы, связанные, например, с практикой выдачи разрешений и лицензий, применения законов в области труда, налогообложения ввозимого ценного или технологически продвинутого оборудования и контроля за процессом репатриации заработанных средств. Первым рабочим заданием условной и пока не существующей европейско-казахстанской комиссии могло бы стать изучение существующих барьеров, препятствующих развитию «мягкой инфраструктуры» с разработкой системных мер по выправлению ситуации. Далее, стороны могли бы обеспечить развитие в Казахстане перечисленных выше транспортно-экспедиторских, логистических, страховых, складских, снабженческих и эксплуатационно-сервисных, а также гостиничных предприятий, которые составят ядро «мягкой инфраструктуры», окружающей торговый маршрут Китай-Европа по всей его протяженности в пределах границ Казахстана.
При всем своем идеальном положении Казахстан должен решить некоторые проблемы. Например, создать благоприятный климат и условия для развития свободного рынка в каждом из указанных выше секторах частного бизнеса. Сам Казахстан все еще не в состоянии выпустить на рынок какие-то частные компании, которые бы могли соревноваться с гигантами. В отношении некоторых нюансов казахстанской реальности, которые сдерживают полноценный заход европейских структур и компаний в Казахстан, эксперты применяют такие эпитеты, как «ограничительные положения и правила, бюрократическая летаргия и коррупция — самые зловещие факторы…»
Без твердой руки правительства Казахстана страна будет оставаться пассивной транзитной территорией, обделяемой всеми выгодами от развития континентальной торговли
ЕС и Казахстан могли бы развить партнерство во всех областях, составляющих и окружающих логистику, особенно логистику мультимодальную. В результате этого будет создана выгодная для обеих сторон база для евроазиатских логистических операций, в Казахстане появятся местные логистические и инфраструктурные компании, объекты, силы и средства. Европа изъявляет намерение содействовать Казахстану в усилении его частного и государственного секторов, имеющих непосредственное отношение к созданию «мягкой инфраструктуры». Поскольку самые лучшие евразийские логистические компании сосредоточены в Европе, а именно в Германии, Швейцарии и Дании, то могут создать в Казахстане «мягкую инфраструктуру» мирового класса. В данном отношении примечательна недавняя инициатива Казахстана – Международный финансовый центр «Астана», который будет оперировать в рамках отдельного налогового законодательства и своего финансового режима – в фарватере британского торгово-коммерческого законодательства.
Учитывая изложенное выше, европейские эксперты однозначно заключают, что в рамках уполномоченных органов ЕС надо создать отдельную структуру, которая с участием Казахстана будет заниматься практической реализацией концепции «мягкой инфраструктуры» для Казахстана.
Некоторое время назад наша редакция опубликовала материал, в котором американские эксперты тоже обращались к своему правительству с призывом обратить срочное внимание на необходимость создать отдельный департамент, который будет курировать развитие инфраструктуры на глобальном уровне, чтобы соответствовать новым реалиям в форме «евразийской инфраструктурной лихорадки». Европейские эксперты традиционно более сдержаны, нежели их динамичные и глобально мыслящие американские коллеги. Они облекли свои инструменты влияния в форму «мягкой инфраструктуры», в рамках которой, не замахиваясь на глобальное лидерство, будут в том числе принимать участие в формировании казахстанской тарифной, налоговой, фискальной, социальной, здравоохраненческой, культурной, образовательной и развлекательной сфер, которые создадут комфортабельное окружение для транзитного коридора «Европа-Китай», один из участков которого простирается по территории Казахстана.
Чего не хватает Казахстану для развития «мягкой инфраструктуры»? Эксперты ЕС