Авиакомпании Air Astana и Qazaq Air выразили недовольство инициативой антимонопольного комитета об отмене регулирования цен на услуги аэропортов и предупредили, что реализация инициативы приведет к удорожанию авиабилетов.
Намерение Комитета по регулированию естественных монополий и защите конкуренции (КРЕМ и ЗК) дать свободу воздушным гаваням страны в установлении тарифов было озвучено на минувшей неделе.
«Как сказал глава данного ведомства Серик Жумангарин на презентации законопроекта по вопросам конкуренции в мажилисе, правительство в ближайшее время рассмотрит вопрос об отмене государственного регулирования цен на услуги отечественных аэропортов. По словам Серика Жумангарина, это услуги телескопического трапа, обслуживание пассажиров, взлет-посадка, всего 19 услуг. Напрашивается резонный вопрос, как в случае отмены регулирования авиакомпании смогут согласовывать тарифы с аэропортами, которые являются монополистами в каждом городе Казахстана? —
сказано в совместном пресс-релизе компаний Air Astana и Qazaq Air. —
По мнению представителей авиакомпаний и вопреки заявлениям Серика Жумангарина,
отмена регулирования неминуемо приведет к повышению стоимости воздушных перевозок в целом и авиабилетов в частности.
Уже давно свыше 100 видов тарифов аэропортов на монопольно оказываемые услуги никак не регулируются со стороны КРЕМ, в результате авиакомпании вынуждены принимать многократные повышения тарифов аэропортов, которые являются второй крупнейшей статьей расходов авиакомпаний после авиационного керосина.
Во всем мире тарифы аэропортов являются предметом публичных слушаний и подлежат государственному регулированию,
в то же время руководство КРЕМ, призванного регулировать тарифы естественных монополистов, предлагает отменить данный контроль.
Что касается нерентабельных региональных аэропортов с низкими объемами перевозок, никакое повышение тарифов не покроет операционные расходы, но наоборот, приведет к закрытию авиарейсов в эти регионы. Как было отмечено Сериком Жумангариным, аэропорты Алматы, Астаны и Тараза являются самыми прибыльными аэропортами в Казахстане и получили чистую прибыль в 2014 году 7,3 млрд. тенге, 616 млн. тенге и 210,1 млн. тенге соответственно. Жумангарин полагает, что отмена госрегулирования будет осуществлена на международные рейсы. Однако из-за географического расположения и ограниченных возможностей рынка, региональные аэропорты не обслуживают международные рейсы. Большинство международных рейсов из и в Казахстан обслуживается прибыльными аэропортами, включая Алматы, Астану, Атырау, Актау и Караганду. Поэтому
при отказе от регулирования цен на услуги казахстанских аэропортов в выигрышном положении окажутся только уже прибыльные аэропорты в городах Алматы и Астана, но не региональные.
Национальные авиаперевозчики сходятся во мнении, что эффективное развитие казахстанских аэропортов не должно достигаться за счет введения необоснованно высоких аэропортовых тарифов. Аэропорты Казахстана и услуги аэронавигации являются национальными активами и в соответствии с международной практикой все капитальные вложения в них осуществляются за счет государства. Будет большой ошибкой накладывать на отечественные авиакомпании дополнительное бремя с целью развития инфраструктуры аэропортов, причем перевозчики являются единственным источником доходов для тех же аэропортов.
Многие отечественные авиакомпании на сегодня являются убыточными,
поскольку основная часть расходов должна быть оплачена в твердой валюте: расходы на самолеты, запасные части, крупные формы технического обслуживания и другие. Освобождение из-под регулирования заведомо монопольных услуг аэропортов неминуемо ляжет на плечи авиакомпаний и в конечном итоге — на плечи самих пассажиров.
Международная организация гражданской авиации ИКАО определила принципы в отношении аэропортовых сборов и сборов за аэронавигационное обслуживание, согласно которым правительство должно принять ответственность за экономический надзор, обеспечить консультации аэропортов с пользователями услуг и установить надлежащее эффективное управление аэропортами».