Беззаконием назвали поправки в закон о защите прав потребителей участники рынка авиаперевозок. По мнению юристов авиакомпаний, поправки, фактически отменившие невозвратные билеты, доказывают лишь одно — невиданно низкий уровень профессионализма готовивших их парламентариев.
7 мая в Казахстане вступили в силу поправки в закон «О защите прав потребителей». Среди них — норма, фактически отменившая невозвратные билеты. Теперь авиакомпании и турагентства обязаны возвращать клиенту деньги при отказе от поездки.
Это нововведение вызвало волну возмущения —
некоторые авиакомпании и турагентства назвали это целенаправленными уничтожением турбизнеса
— К сожалению, наш парламент часто одобряет законы, недоработки которых настолько значительны, что способны угробить любой бизнес, — считают в компании «S7 Airlines», казахстанском представительстве МАУ (Международные авиалинии Украины). — Парламенту нужны люди компетентные и умные, которые бы прежде чем принять закон рассматривали проблему со всех сторон, а не какой-то одной. Вот написали поправки, в соответствии с которыми все тарифы должны быть возвратными. Как авиакомпании дальше будут работать? Никого не интересует.
Если сейчас авиаперевозчики, соблюдая закон, отменят все дешевые невозвратные тарифы и поднимется цена — эти же депутаты, которые принимали закон, будут возмущаться,
почему стоимость высокая у билета.
— Есть такое понятие как контрактная стоимость, то есть все агентства или туроператоры обременены условиями контрактов, и в этих контрактах установлены условия возврата, — добавляет Марина Кучина, генеральный директор турагентсва «Marina Travel». — Турпродукт состоит из услуг нескольких компаний, не одной, и каждая выдвигает свои условия по возврату. Поэтому мы не можем от себя гарантировать 70% возврата, прописанных в новом законе. Этот закон просто «убьет» туррынок.
— Невозвратные тарифы дают возможность авиакомпаниям страховать свои риски и продавать часть билетов заранее по специальным более низким тарифам, — поясняет директор по развитию Aviata.kz Алексей Ли. — Мы считаем, что
если все-таки невозвратные билеты будут признаны «вне закона», это будет большим ударом для авиакомпаний, ухудшит и без того непростую экономическую обстановку
и создаст напряженность населения ввиду неизбежного повышения цен на авиабилеты. При покупке билета Aviata.kz выступает в качестве агента, при этом юридически заключение договора на перевозку происходит непосредственно между авиакомпанией и пассажиром. Если все-таки пассажир намерен добиваться возврата невозвратных билетов, необходимо будет взаимодействовать напрямую с авиакомпанией. Мы, к сожалению, пока не знаем их позиции в отношении данного вопроса. Кстати, у нашего северного соседа, РФ, совсем недавно, наоборот, разрешили невозвратные билеты.
Невозвратные билеты — это большой шаг вперед, именно благодаря ему в свое время авиакомпании по всему миру смогли сделать перелеты доступными
Кроме того, как объяснил Алексей Ли, новые поправки вообще плохо согласуются с законами, регулирующими воздушные перевозки.
— Авиабилет — это договор на воздушную перевозку, — говорит директор Aviata.kz. — Воздушная перевозка осуществляется в соответствии с:
— Насколько воздушные перевозки подпадают под закон о защите прав потребителей и какой из законов и постановлений имеет больший приоритет, пока остается невыясненным. Возможно, определенные законодательные акты вступают в противоречие друг с другом. Увы, как мы видим, в законах в отношении этой темы ясности нет.
В то же время некоторые компании по-разному понимают суть законопроекта. Как сообщили в пресс-службе АО «Эйр Астана», запрет на «установление требования по оплате потребителем несоразмерно большой суммы (свыше тридцати процентов стоимости товара, услуги, работы) в случае невыполнения им обязательств по договору» не относится к покупке авиабилетов, так как согласно договору воздушной перевозки, у пассажира существует лишь обязательство по выкупу авиабилета.
— Данное положение было бы применимо к авиабилетам, если бы авиакомпания принимала частичную предоплату за авиабилет, но в нашем случае авиакомпания принимает 100%-ю предоплату за услуги, — прокомментировал поправки к закону менеджер по корпоративным коммуникациям Тлек Абдрахимов. — Соответственно, АО «Эйр Астана» соблюдает действующее законодательство по реализации услуги авиаперевозок.
Каким образом 100% предоплата позволяет не возвращать потребителям деньги за неоказанную услугу, в компании объяснить не смогли.