Собрались в отпуск? Вот вам повод провести его в Узбекистане — соседней стране, поездка куда окажется недорогой, но очень познавательной и сытной!
Казахи, проживающие на юге Казахстана и в Ташкентской области, очень почитают ташкентский мавзолей Толе би (еще его называют Калдыргач-бием). Здание было построено в XV веке из жженого кирпича, у него редкий для Узбекистана двойной пирамидальный купол на невысоком двенадцатигранном барабане. Этот архитектурный шедевр назван в честь казахского бия Толе би из рода Дулат, правителя Старшей Орды, которого в народе прозвали «Калдыргач» («Ласточка»).
Народная легенда объясняет это прозвище. Во время наступления джунгаров люди стали покидать эти места, но Толе би отказался это сделать. Когда захватчики спросили, почему он не уехал, тот сказал, что не пожелал разорять гнездо ласточки, которая поселилась у него над крыльцом. Удивленные джунгары пощадили его семью, оставив в живых.
Самарканд в последнее время стал местом паломничества казахстанских туристов и гостей. Здесь находится гробница Амира Тимура, великолепный архитектурный ансамбль Регистан, комплекс Шахи Зинда и обсерватория средневекового правителя и ученого Улугбека. Но самое значимое место для казахов находится прямо в центре Самарканда – во всемирно известном архитектурном комплексе Регистан.
На площади Регистана возвышается величественное медресе Тилля кори («Позолоченное медресе») — памятник 17 века.
Это культовое, духовно-просветительское и образовательное сооружение XVII века в Самарканде на площади Регистан, самое позднее здание на площади, вместе с медресе Улугбека и медресе Шердор образующее целостный архитектурный ансамбль. Строительство медресе Тилля-Кари началось в 1646 году по приказу удельного правителя (хакима) Самарканда Жалонтос бий батыра. Талантливый полководец и правитель Самарканда Жалантос бий является частью истории и гордостью казахского и узбекского народов.
Всего в 12 км от Самарканда расположен исторический комплекс имама Исмаила аль-Бухари – это знаменитый богослов, автор хадисов — повествованиий о высказываниях и поступках пророка Мухаммада. Аль Бухари, автор второй по значению после Корана книги мусульман «Ал-Жомий ас-Сахих» («Достоверный сборник»).
Внутри комплекса есть музей, где выставлены образцы священного Корана, подаренные руководителями ряда зарубежных государств мира. Казахам будет интересно посмотреть на Коран, подаренный Нурсултаном Назарбаевым. Переплет этой священной книги украшен орнаментами и узорами, что присуще казахскому стилю народного дизайна.
Невозможно изучать историю казахского народа без священной Бухары. Казахи издревле населяли территорию Бухарского эмирата и поэтому оставили свой след в истории этого края.
Бухара – сохранившийся в первозданном виде древний город, которому 2500 лет. Здесь история словно застыла. Можно часами бродить по живописным старинным узким улочкам, любоваться дворцами и мечетями, торговаться на базарах. Местные гиды Бухары говорят, что казахи, особенно правоверные, очень любят туристический маршрут «семь святых пиров Бухары». Это, по сути, малый хадж с посещением семи захоронений великих суфиев братства Накшбандия. Главное из них — величественный комплекс, мавзолей святого Бахавуддина Накшбанди, основателя среднеазиатской ветви суфизма XIV в. От его ремесла «накшбанд» («чеканщик») произошло название суфийского ордена накшбандия.
Туристы любят подниматься на минарет Калян с высотой 47 метров и посмотреть на город с высоты птичьего полета. А еще здесь родился и жил Абу Али Ибн Сина – Авиценна, автор всемирно известного «Канона врачебной науки».
Советское поколение людей помнят фильм «Насреддин в Бухаре». Так вот, казахи могут увидеть в Бухаре памятник Ходже Насреддину. Если хорошо присмотреться, он удивительно похож на своего казахского собрата Алдара Косе. Но Ходжа присутствует и в казахском фольклоре как Кожанасыр. Судя по анекдотам о Ходже Насреддине и Алдаре Косе, а они очень схожи по содержанию, это был один и тот же персонаж, но узбеки и казахи по-разному его именуют.
Насреддин как-то раз поспорил с эмиром бухарским, что научит своего ишака грамоте. «На это нужен кошелек золота и двадцать лет времени» — сказал Ходжа. «Если ты не выполнишь условия спора – голова с плеч!» — согласился эмир. Насреддин согласился и после спора объяснил друзьям свое решение: «За двадцать лет кто-нибудь из троих обязательно умрет — или эмир, или ишак, или я!»
Мавзолей Айтеке би в городе Нурата Навойинской области — одно из самых посещаемых мест. Здесь захоронен Айтеке би из племени Алчин поколения Алимулы рода Торткара, Младшего Жуза казахов, внук брата эмира бухарских ханов в Самарканде Жалантос Бахадура. Он считался самым грамотным человеком своего времени. Учился в самаркандском медресе Улугбека, затем в медресе Шердор, где изучал религию, право, астрономию, географию, историю, математику. Владел арабским, персидским и узбекским языками. В 20 лет Айтеке был бием части казахов, узбеков, каракалпаков Бухары и Самарканда. Дело в том, что узбеки и казахи ведут общее происхождение от нескольких, связанных между собой племен и родов. В результате кочевой жизни многие племена оказались разбросаны из-за массивных миграций XV века. Некоторые племена, известные как «узбеки» переселились в сельскохозяйственные районы современного Узбекистана, а другие остались в степи и взяли имя «казахи». В 2012 году в Нурате торжественно был открыт заново отреставрированный мавзолей Айтеке би. Гиды Бухары говорят, что кроме соседей казахов, мавзолей посещают в последнее время и этнические казахи Китайской народной республики.
В Каракалпакстане, кроме развалин древних крепостей, расположен музей мирового значения — французская пресса назвала его Лувром в черных песках. Здесь, в городе Нукусе, столице Каракалпакии, хранится вторая по значимости коллекция русского авангарда 20-30-х годов ХХ столетия. Сюда специально приезжают искусствоведы и поклонники современной живописи со всего мира, чтобы полюбоваться редкими полотнами Волкова, Курзина, Карахана, Тансыкбаева, Уфимцева и других. В музее имеется уникальная экспозиция, посвященная искусству и культуре каракалпакского народа, который имеет родственные узы с казахами.
Гастрономические экскурсии — это вообще отдельная тема. Казахстанец, приехавший в Ташкент, сразу же задается вопросом — где можно поесть настоящий плов? В Ташкенте гостей из Казахстана ждет крупнейший «центр плова». В этом центре на пяти огромных казанах готовят пять самых лучших мастеров плова столицы. А вообще в Узбекистане более 60 видов плова, и самаркандец скажет вам, что самый лучший плов — это местный, то же самое вам скажут в Бухаре и в ферганской долине.
Значит, чтобы оценить вкусы, нужно попробовать плов везде! Блюдо недорогое — в среднем можно полакомиться за 0,8-2 доллара (в зависимости от количества казы и перепелиных яиц). В центре плова казахов сразу узнают — и для них в плове всегда двойная порция мяса и казы. Тут уже ничего не поделаешь — узбеки и казахи слишком долго и хорошо знают друг друга.