Студент Академии транспорта и коммуникаций Ержан Байсейт обвиняет руководство ВУЗа в преследовании — он вывел на чистую воду преподавателя-взяточника. А вскоре завалил экзамен — по его мнению, это подстава. В ответ руководство ВУЗа предоставило редакции 365info видеозапись, где студент списывает на экзамене. Также мы другую получили аудиозапись — родственница студента накануне экзамена просила проректора «помочь сдать».
Публикация этих сведений для руководства Казахской академии транспорта и коммуникаций — шаг вынужденный. Ержан Байсейт и его родственники уже обратились в различные СМИ, где представили только свою точку зрения. С точки зрения Академии — это давление с целью добиться либо пересдачи, либо положительной оценки. Между тем есть факты и не в пользу «преследуемого» студента.
По словам родственников студента КазАТК Ержана Байсейта, которые уже неоднократно выступали в СМИ, его провал на экзаменах никак не связан с уровнем знаний. По их мнению, это месть ректората и преподавателей за то, что еще осенью прошлого года он вместе с еще 11-ю одногруппниками вывел на чистую воду преподавателя—взяточника.
Тогда вызванный в ректорат преподаватель и группа студентов, сообщившая о поборах, разбирались в присутствии руководства ВУЗа. После того, как вина первого была доказана, его с треском уволили.
Именно после этого, как утверждают родные студента, и началось давление, в конце концов завершившееся тем, что Ержана Байсейта — отличника, завалили на государственном экзамене и не дали окончить ВУЗ.
В учебном заведении все обвинения в мести несговорчивому студенту отрицают. Здесь уверены, что госэкзамен он не сдал только лишь потому, что не обладал достаточными знаниями.
— Утверждение родственников о том, что Ержан Байсейт был круглым отличником, неправда. Да, сначала он учился довольно неплохо, потом скатился, — рассказывает проректор КазАТК по учебной работе Улан Куттыбаев, демонстрируя транскрипт успеваемости Байсейта за все годы обучения.
По словам Улана Куттыбаева, государственный экзамен принимался по всем правилам, установленным в Министерстве образования. Экзамен, как и полагается, принимали три члена комиссии: декан факультета, заведующий кафедрой той специальности, по которой проходил обучение студент, и председатель комиссии — человек, не зависимый от Академии, фактически представляющий будущего работодателя, и утвержденный Министерством образования.
— Студент Ержан Байсейт получил на госэкзамене неудовлетворительную оценку — 16 баллов. Председатель этой комиссии поставил ему вообще ноль. Вот мнение комиссии тут указано: «Студент Байсейт на 1 и 2 вопросы не смог объяснить их значение. В задаче не смог объяснить решения». То есть решения нет, ответ только, — демонстрируя лист ответа поясняет Улан Куттыбаев.
По словам проректора, студента Байсейта уличили еще и в том, что во время подготовки к выступлению перед аттестационной комиссией он списывал ответы на попавшиеся ему вопросы со смартфона. Это зафиксировала одна из видеокамер, с недавних пор устанавливаемых перед началом экзаменов.
После того, как стало известно, что Ержан Байсейт провалил экзамен, на руководство ВУЗа началось самое настоящее наступление по всем фронтам.
— Когда Байсейт получил двойку на госэкзамене, сюда пришел его дядя, махал здесь корочками, ругался, топал ногами, нецензурно выражался. Я сказал, что мне все равно, порядок проведения экзаменов не я устанавливаю, а МОН, комиссия знания оценила, я сделать уже ничего не могу. Уходя, он пообещал устроить нам проверки, на что я ответил: «Делайте, что хотите». Вместе с ним приходила мама этого студента и требовала у меня лист ответа. На тот момент он у меня отсутствовал, так как находился в аттестационной комиссии. Но я пообещал, что объективно рассмотрю все на апелляции, — рассказывает проректор по учебной работе.
По его словам, документы на апелляцию поступили 17 марта. Однако в связи с предстоящими выборами с 18 марта Академия не работала, так как на ее территории находится не только избирательный участок, но и территориальная избирательная комиссия, куда накануне выборов доставляют все бюллетени Алмалинского района Алматы. Именно поэтому апелляция была назначена на 24 марта.
Однако, по словам проректора, «наступление» на ректорат продолжалось все эти дни. По ночам руководителю аппарата КазАТК приходили СМС от журналистов с требованием разобраться с делом Байсейта немедленно, а все объяснения, что в связи с выборами апелляция назначена на 24 марта, ими игнорировались.
— 19 марта пришла наш преподаватель с кафедры экономики и сказала, что она родственница этого студента. Стала интересоваться, почему мы не могли ему помочь сдать экзамен, несмотря на то, что она предварительно звонила заведующему кафедрой. Завкафедрой у нас человек, который не любит, чтобы на него давили, и поэтому все звонки, которые поступают к нему на телефон, автоматически записываются. Вот запись ее звонка за день до госэкзамена, — продолжает рассказ Улан Куттыбаев.
[playlist ids=»200461″]
Так или иначе, апелляция по результатам госэкзамена Ержана Байсейта прошла 24 марта. По ее результатам, решение аттестационной комиссии оставлено без изменений.
— Эксперты, которых мы позже пригласили, оценили, что знания, изложенные на листе ответов, не тянут даже на тройку. 4 апреля приходили из Департамента молодежной политики акимата Алматы и тоже привели с собой эксперта. Мы показали лист ответов. Они сказали, что ответы неполные, в лучшем случае баллов на 30. При проходном балле — 50, — продолжает проректор Академии.
По мнению Улана Куттыбаева, жалобы и давление, оказываемые на руководство ВУЗа, преследуют лишь одну цель — получить возможность пересдать экзамен. Однако допустить этого в Академии не могут. Хотя бы потому, что существуют правила Министерства образования, в которых говорится, что при получении неудовлетворительной оценки на госэкзамене студенту разрешается пересдача только в академический период следующего года.
— Думаю, что расчет студента и его родных в данном случае прост. Дело в том, что в прошлом году, подняв шум на одном из республиканских телеканалов, студентам удалось получить разрешение в МОН на пересдачу госэкзамена. Мы не собираемся выступать инициаторами этого дела. Мы не хотим поддерживать такие вещи (пересдачи госэкзаменов), чтобы в республике сложилась такая тенденция и охватила все ВУЗы. Есть правила — нужно им следовать, — подытожил Улан Куттыбаев.