Аналитическая служба казахскоязычного информационного портала Skifnews.kz со сылкой на вице-министра Инвестиции и развития РК Рахима Ошакбаева задалась непростым вопросом, действительно ли Россия препятствует реализации программы Елбасы «100 конкретных шагов»?
«Отечественные СМИ наперегонки писали об отмене вылета авиарейса по маршруту Астана-Улан-Батор. Тут же последовали различные комментарии об отсутствии специальных соглашений между Россией и Казахстаном. Однако по словам вице-министра инвестиции и развития Рахима Ошакбаева, оказывается, российская сторона желает заработать на использовании Казахстаном 300 километров воздушного пространства России. Об этом вице-министр заявил на своей страничке в сети Facebook.
«Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) России отказывается бесплатно выдавать разрешение национальному авиаперевозчику Казахстана на пролет 300 километров в воздушном пространстве РФ, что срывает открытие регулярного прямого авиасообщения между Астаной и Улан-Батором с 27 марта 2016 г. в рамках исполнения Шага 67 Плана нации – 100 шагов по реализации пяти институциональных реформ РК», пишет Рахим Ошакбаев.
По его словам, согласно статьи 2 (2) Соглашения о воздушном сообщении между Правительствами РК и РФ от 28.03.1994 года, назначенные авиапредприятия обоих государств имеют право совершать пролеты над территорией другой стороны (в данном случае РФ) без посадки и дополнительных согласований пунктов назначения в третьих странах. Более того, согласно определению ИКАО, воздушные трассы, используемые при выполнении полетов из Казахстана в Монголию, Китай и Южную Корею, не имеют отношения к системе Транссибирских маршрутов (далее ТСМ), к которой относятся исключительно воздушные сообщения между пунктами Европы и Азии/Дальнего Востока. Полеты казахстанского перевозчика из Астаны в Улан-Батор не относятся к ТСМ.
«История обложения «налогом» иностранных перевозчиков, выполнявших авиарейсы по транссибирскому маршруту, берет начало еще со времен Советского Союза. Тогда авиакомпания Lufthansa начала выполнять первые рейсы над территорией России в Токио с посадкой в Москве на условиях коммерческого соглашения с советским Аэрофлотом. А когда Lufthansa приобрела дальнемагистральные самолеты, которые способны покрыть такое расстояние без посадки, авиационные власти Советского Союза заставили немецкого перевозчика компенсировать потери дохода Аэрофлота в виде оплаты роялти за пролет по ТСМ. Это они называли роялти. Роялти взимается за экономию времени на дозаправку. Поэтому она не имеет отношения к казахстанским авиаперевозчикам. Ведь из-за короткого расстояния вопрос об экономии горючего не стоит. Кроме того, перелеты из Центральной Азии в Азию не входят в транссибирский коридор. Тем не менее, авиационные власти РФ не выдают разрешение на эти пролеты, что блокирует развитие транзитной стратегии казахстанского перевозчика», — говорит вице-министр инвестиций и развития РК.
Казахстанская сторона никаких ограничений по пролету российских авиакомпаний над территорией РК в третьи страны не применяет. Еженедельно свыше 640 рейсов российских авиакомпаний пролетают над Казахстаном.
Несмотря на это РФ поставила требование о заключении Казахстаном дополнительного финансового соглашения с Аэрофлотом.
Однако за пролет небольшого расстояния всего в 300 километров российская сторона запросила слишком высокую цену
— говорит Ошакбаев.
Поэтому стороны пока не пришли к соглашению».
Источник: Skifnews.kz