Пятидневка в школьном образовании в Казахстане применяется давно. Несколько школ работают в таком режиме годы и десятилетия. Как у них это получается?
Идея всеобщего перехода на пятидневную учебную неделю в средних школах Казахстана в родительской среде вызывает сомнения: смогут ли дети выдержать новую «спрессованную» учебную программу и успеют ли педагоги перестроиться на новые стандарты обучения? Между тем в Казахстане уже много лет по формату пятидневки работает несколько школ.
Алматинской школе «Престиж» — 21 год. Школа основана в 1995 году и с самого начала работает по новаторской методике, которая предполагает индивидуальный подход к каждому ребёнку. Такой метод не случаен — ведь создателем школы является знаменитый казахстанский педагог — академик Григорий Уманов.
Уже два десятка лет в школе существует пятидневка, включающая девять 40-минутных уроков в день.
Подробнее о том, как организован учебный процесс, нам рассказала директор школы «Престиж» Салиха Богаскулова.
— Как вам удалось еще 20 лет назад внедрить пятидневку, кто разрешил уроки по 40 минут?
— Мы прошли все инстанции от районов и выше. Когда после апробации методики все убедились, что при пятидневке мы не только выполняем госстандарт, но и опережаем его, было получено «добро». «Сорокаминутку» тоже пришлось доказывать теоретически и практически. Мы убедили всех, что
за 40 минут ученик способен усвоить любое задание, а 5 оставшихся минут мы лучше прибавим к отдыху на перемене
— У вас девять уроков каждый день. Детям не сложно?
— Абсолютно нет. Наше расписание составлено таким образом, что идёт постоянная смена деятельности. Возьмём начальную школу, потому что многие родители, которые приводят детишек в первый класс, волнуются: «Как наш ребёнок, не устанет?». А потом убеждаются, что ребёнку в таких условиях ком-форт-но!
Вот как «устроен» обычный учебный день у первоклашек. Их привозят в школу, они сразу садятся завтракать. Завтрак у нас очень питательный, сбалансированный, соответствует всем медицинским критериям. Родители быстро привыкают к тому, что ребёнка не нужно кормить дома — он прекрасно и сытно «подзаправится» в школе.
Итак, дети поели — пора заниматься. Допустим, первым уроком у них идёт «Грамота», затем «Казахский язык и музыка». Это такое занятие, где дети изучают государственный язык в виде музыкальной игры. Сорок минут они попели, послушали записи и снова вернулись к «Грамоте». Четвёртый урок — «Английский язык», за ним — «Хореография». Шестой урок — «Математика», после — «Физкультура». После этого дети обедают, затем возвращаются в классы. Далее следует «Познание», затем — прогулка, игры на воздухе. Да, забыла сказать: ещё детей ждёт полдник — разнообразные молочные напитки и выпечка.
Завершает день «Самостоятельная подготовка» — время, когда ученик делает домашнее задание. Учитель в это время рядом с ребёнком и всегда может помочь с непонятными вопросами домашнего задания. Таким образом,
ребёнок начальных классов приходит домой уже подготовленным к завтрашнему дню
Старшеклассникам, конечно, приходится заниматься и дома.
— Ну да, у них же ЕНТ впереди маячит… Как у вас обстоят дела с зубрёжкой?
— Зубрёжки или «натаскивания» у нас нет. ЕНТ, кстати, ни детей, ни учителей не пугает. Поскольку у нас пять часов в неделю математика, казахский, русский, английский язык, полная база знаний выстраивается легко. Мы не считаем, что нужно «натаскивать» детей. Если вы посмотрите расписание выпускных классов, то не увидите каких-то преференций в сторону предметов из ЕНТ. Все идет равномерно своим чередом. Ведь
кому-то при поступлении пригодится углублённое знание географии, кому-то — истории, а кому-то математики или физики
Вместе с тем в 11-х классах последние, девятые уроки — уже не самоподготовка, а подготовка к ЕНТ.
— Сейчас все школы ломают головы над переходом к трёхъязычному преподаванию. Есть ли у вас такая проблема?
— У нас, по сути, трёхъязычие уже внедрено. Я говорила, что языкам в нашей школе — особое внимание. Кроме этого, у нас существуют «интегрированные» уроки. Например, «Страноведение» или «География» преподаются на английском языке. Некоторые предметы преподаются на казахском языке.
Нам останется только синхронизировать наши наработки с программой, которую представит министерство и перейти к новому плану без особых проблем
Разумеется, мы хотим, чтобы наши специалисты прошли необходимую переподготовку, и мы над этим работаем.