Главная ошибка в экономических решениях властей Казахстана — стимулирование предложения вместо спроса. Результат мы видим — темп роста экономики Казахстана замедляется, индустриальный сектор из фазы стагнации входит в фазу кризиса, теряя позиции в структуре экономики страны. Между тем логика и формулы экономики показывают — есть другой сценарий.
Под воздействием неравной внешней конкуренции в 2015 году отечественные производители были вынуждены продавать свои товары, зачастую по ценам ниже их себестоимости, что привело, с одной стороны, к падению внутренних цен (дефляции по индексу промышленных цен и дефлятору ВВП), и, с другой стороны, — к резкому ухудшению финансового положения хозяйствующих субъектов (по итогам третьего квартала убытки хозяйствующих субъектов составили 1,974 трлн. тенге). В то же время в 2015 году индекс потребительских цен вырос на 106,6% (или 113,6% к декабрю 2014 г.), что свидетельствует о наличии высокой инфляции в стране. Приведенные факты говорят о том, что природа инфляционных процессов не является монетарной и связана с увеличением стоимости импортируемых товаров в результате девальвации национальной валюты в 2015 году.
Понятно, что Национальный банк обязан сдерживать инфляцию в разумных пределах, используя все доступные ему инструменты денежно-кредитной политики, однако нестандартность самой ситуации в экономике требует от монетарных властей иных подходов, поскольку
в складывающихся условиях Нацбанку, применяя стандартный набор монетарных инструментов, удержать рост инфляции невозможно
Из опыта предыдущих лет знаем, что каждые 10% девальвации национальной валюты приводят к росту уровня инфляции примерно на 1%. Поэтому независимо от сути проводимой монетарной политики, в 2016 году, вероятно, будем иметь инфляцию на уровне приблизительно 10%. Если это так, то возникает вопрос, а стоит ли сокращать спрос на деньги, повышая базовую ставку Национального банка?
Подобная ситуация в иных вариациях встречается регулярно в разных частях земного шара. Многие страны мира сталкивались с высокой инфляцией и девальвацией валюты не потому, что органы их монетарной власти проводили безграмотную политику, а из-за того, что объективные внешние условия складывались не лучшим образом для их экономик.
Например, одни страны с малой открытой экономикой, также как в настоящей ситуации, пострадали из-за падения цен на основные экспортные позиции, а другие – напротив, в силу резкого роста цен на основные энергоносители на мировом рынке и пр. Как бы мы ни перечисляли основные причины, этим государствам пришлось столкнуться с проблемой макроэкономической неустойчивости в силу изменения внешних условий, следовательно,
нестабильность экономической ситуации, в том числе, высокая инфляция были импортированы вследствие того, что эти страны являются частью глобальной экономики
В условиях глобализации мировой экономики любые изменения конъюнктуры на мировых товарных рынках будут оказывать определенное влияние на состояние всей экономики малой открытой страны, особенно на уровень внутренних цен. При этом, масштабы влияния внешних шоковых ситуаций на состояние внутренних цен зависят прежде всего от диверсифицированности экспортного сектора и развитости обрабатывающих отраслей экономики. Известно, что развитость и диверсифицированность торгуемых секторов экономики позволяют иметь гарантированный минимум валютной выручки, необходимой для обеспечения стабильности Платежного баланса, обменного курса национальной валюты, а развитая обрабатывающая промышленность снижает зависимость страны, как минимум, от импорта многих товаров первой необходимости. Эти два базовых условия являются залогом стабильности экономики любого государства, глубоко интегрированного в глобальную экономику.
Казахстанский экспорт пока слабо диверсифицирован, а
по уровню производства продукции обрабатывающей промышленности, несмотря на усилия по реализации двух программ ГПФИИР, мы пока еще не достигли уровня 1991 года
(на конец 2014 года только 88,5% от уровня 1991 года), поэтому львиную долю товаров первой необходимости мы вынуждены импортировать. В подобной ситуации удерживать инфляцию на уровне целевых индикаторов при помощи монетарных инструментов сложно, поскольку любая девальвация национальной валюты или рост глобальных цен на импортируемые товары будут сопровождаться увеличением уровня инфляции. Если так, то в условиях сокращения совокупного спроса и падения внутренних цен эффективность так называемой аскетичной монетарной и фискальной политики (ужесточение денежно-кредитной политики и сокращение расходов бюджета) будет крайне невысокой в плане удержания инфляции на низком уровне, а ее негативное влияние на дальнейшее обострение ситуации в экономике будет заметной.
Из опыта других стран мира известно, что
аскетичная политика еще никому не смогла помочь в оздоровлении экономической ситуации, наоборот, она, как правило, загоняла страну в долгосрочную рецессию
Например, некоторым странам Юго-Восточной Азии, отказавшимся от исполнения жестких рекомендаций МВФ в ходе нарастания азиатского кризиса, удалось быстрее восстановить устойчивый рост экономики, а у других стран, следовавших строгим рекомендациям МВФ, этот кризис занял значительно больший период. Как негативный свежий пример использования аскетичной политики, можно отметить опыт Греции последних лет. Полагаю, что читатели знают о тяжелом состоянии экономики данного государства, в котором она оказалась благодаря следованию жесткой фискальной и монетарной политики. Поэтому в последнее время среди экономистов растет сомнение относительно эффективности жесткой монетарной и фискальной политики в оздоровлении экономики стран, оказавшихся в кризисе.
Между тем, после девальвации национальной валюты сложилась выгодная ситуация для наращивания отечественного производства в Казахстане, однако ограниченность финансовых ресурсов в первую очередь становится сдерживающим фактором развития экономики. Кредитные ресурсы стали дорогими из-за последовательного повышения базовой ставки Национального банка до 17%. Из-за этого спрос на деньги со стороны хозяйствующих субъектов резко упал, поскольку многие из них завершили истекший год с отрицательной рентабельностью. Реальные доходы населения сокращаются, поэтому
для удержания достигнутого уровня потребления население вынуждено будет снимать депозиты, что приведет к ускоренному сокращению денежной массы в экономике
Кроме того, сокращение кредитования экономики, с одной стороны, сужает совокупный спрос, с другой стороны, приводит заодно к уменьшению денежной массы, поскольку в рыночной экономике основные деньги создаются банками второго уровня в результате выполнения ими своих функций по предоставлению займов. Из сказанного следует, что рынок денег будет сужаться, усиливая конкуренцию между банковскими институтами. От этого будут страдать сами банки, поскольку если ситуация не изменится в лучшую сторону, то это может привести к сокращению количества банков в стране.
Нехватку ликвидных ресурсов в соответствии с банковским законодательством невозможно решить простой эмиссией дополнительных денег, и этим не стоит увлекаться, поскольку она может привести к неконтролируемому росту инфляции. Несмотря на очевидность данного факта, в течение 2015 года Национальный банк провел несколько не свойственных данному институту операций, подобных дополнительной эмиссии денег. Например,
в июне АО «Казкоммерцбанк» получил 10-летний депозит в размере 250 млрд тенге из Фонда проблемных кредитов Национального банка,
в июле НБ РК произвел обмен долга ФНБ «Самрук-Казына», равного 4 млрд. долл. США, на 10-процентную долю АО НК «КазМунайГаз». Эти действия в дальнейшем в ходе августовской девальвации могли оказать дополнительное давление на обменный курс национальной валюты.
В ситуации, когда инфляционные процессы в стране вызваны не монетарными факторами, а обусловлены импортом товаров, цены на которые выросли в результате девальвации национальной валюты, разумнее всего с ней бороться, увеличивая объемы отечественного производства, замещающего импортные товары. Это, в свою очередь, требует решения двух следующих взаимосвязанных задач:
В этом утверждении ничего нового нет, поскольку эти вопросы постоянно обсуждаются в обществе.
Итак, обеспечение доступности заемных средств как для пополнения оборотных ресурсов предприятий (доступа к коротким деньгам), так и для удовлетворения инвестиционных потребностей хозяйствующих субъектов (долгосрочный капитал) находится в ведении основного регулятора финансового рынка — Национального банка. Облегчение доступности финансовых ресурсов предполагает решение проблем кредитования экономики по низким процентным ставкам без сложных бюрократических процедур. В данное время
в нашем обществе имеются проблемы как с самой процедурой предоставления заемных средств, эффективностью функционирования финансовых институтов,
так и с дороговизной денег, о чем говорилось выше. Более дорогие деньги и сложные бюрократические процедуры оформления заемных средств снижают инвестиционную активность предпринимателей, в силу этого кредитование экономики со второй половины прошлого года сокращается.
Надо всегда принимать во внимание еще и то обстоятельство, что отечественным предпринимателям на нашем внутреннем рынке в первую очередь приходится бороться с более сильными производителями из России. Ранее говорилось о том, что
запоздавшее на 1,5 года решение по девальвированию тенге дало огромные преимущества российским производителям на нашем рынке,
а в настоящее время установление базовой ставки на уровне 17% тогда, когда величина такого индикатора Центрального банка РФ находится на уровне 11%, способствует сохранению неравных экономических условий для отечественных производителей. Если мы сами своими необдуманными экономическими решениями предоставляем дополнительные преимущества российским предпринимателям, то тем самым не оставляем иной альтернативы нашим предпринимателям кроме как встать на путь медленного увядания. Если к сказанному выше добавить еще и то, что бюджетные расходы по известным причинам сокращаются, тогда в совокупности получаем классические условия, приводящие к падению экономики с вытекающими отсюда негативными социальными последствиями для общества.
Еще один вопрос в рамках денежно-кредитной политики, который заслуживает внимания, – это уровень недостаточной монетизации экономики, который в последние годы в нашей стране находился в пределах 35%. В странах с подобной экономикой, как Казахстан, величина данного индикатора находится в пределах 60-80%, а в развитых странах – более 100%. В прошлом году из-за изменения курсовой разницы денежная база расширилась и выросла денежная масса (М3), что привело к незначительному улучшению уровня монетизации экономики. В настоящее время
из-за укрепления курса тенге и снижения депозитов населения мы вправе ожидать сжатия денежной массы, что окажет дополнительное негативное влияние на обеспечение экономики ликвидными средствами
Теперь несколько слов скажем о второй задаче – стимулировании совокупного спроса. Ранее говорилось о сужении совокупного спроса в стране под воздействием различных факторов, что может тормозить дальнейшее развитие экономики страны и ее отдельных секторов. Как известно, растущий спрос является двигателем роста экономики любой страны, поэтому крайне важно сосредоточиться на увеличении спроса, обозначив его как основную цель специальной правительственной программы. В любой стране со свободной экономикой всегда найдутся предприниматели, способные привлечь финансовые ресурсы на организацию нового или расширение действующего производства, однако в условиях сужения спроса многие из них приостанавливают инвестиционную деятельность, поскольку это может привести к перепроизводству, или, другими словами, к образованию пузыря.
Из курса макроэкономики знаем, что уравнение совокупного спроса или ВВП по методу конечного использования можно представить как сумму следующих четырех категорий:
где
Попробуем оценить поведение каждого слагаемого выше приведенного уравнения в складывающейся ситуации в экономике. В начале рассмотрим динамику конечного потребления домашних хозяйств (С). В данное время по официальной статистике наблюдается снижение реальных доходов населения. Кроме того, люди пока еще не оправились от психологического эффекта снижения богатства из-за прошлогодней девальвации национальной валюты. В результате, объемы торговли в стране начали падать, что является ярким свидетельством сокращения конечного потребления в стране.
Даже поверхностный анализ с высокой вероятностью показывает, что такая тенденция с конечным потреблением домашних хозяйств сохранится в течение года
Теперь рассмотрим поведение второго слагаемого – государственного потребления (G). С момента нарастания кризисных явлений, т. е. со второй половины прошлого года, правительство взяло курс на жесткую экономию государственных расходов. В рамках мероприятий по оптимизации государственного потребления расходы республиканского бюджета в прошлом году были урезаны примерно на 8%, а в текущем году – на 9% по сравнению с их первоначальным вариантом. При этом значительной коррекции подверглись социальные расходы бюджета в рамках программы «Дорожная карта занятости – 2020», а также сокращены текущие и капитальные расходы, которые приведут к сжатию государственного потребления, оказывая отрицательное влияние на рост экономики страны.
О проблемах, сдерживающих инвестиционную активность предпринимателей, говорилось выше. Оттуда имеем, что
трудно рассчитывать на изменение ожиданий предпринимателей по поводу будущего развития страны в лучшую сторону. Именно рациональное ожидание предпринимателей является определяющим условием роста инвестиции в экономику. За годы построения рыночной экономики наши предприниматели научились строить рациональные ожидания, опираясь на доступную информацию. Пока
ожидания бизнес-сообщества и органов государственного управления по поводу инвестиционного климата страны расходятся
Поэтому вклад третьего слагаемого ( I ) на рост экономики в текущем году также будет минимальным.
Четвертое слагаемое – сальдо экспорта и импорта характеризует состояние внешнего спроса на казахстанские товары и услуги. С внешним спросом в 2016 году также имеются серьезные проблемы в силу того, что в странах, являющихся основными торговыми партнерами Казахстана, наблюдаются признаки как замедления экономического роста (Китай), так и упадка (Россия). Сжатие экономик отмеченных государств будет сопровождаться снижением спроса на товары и услуги, производимые в нашей стране. В результате и внешний спрос не окажет существенного положительного влияния на рост экономики нашей страны.
В целом, приведенные факты еще раз подчеркивают важность разработки дополнительных мероприятий по стимулированию внутреннего спроса в текущей ситуации. При наличии спроса проблемы предложения товаров и услуг предприниматели будут решать сами, привлекая необходимые финансовые ресурсы. Между тем, мне представляется, что мы до конца не осознаем важности стимулирования спроса, поскольку серьезные ресурсы бюджета в текущем году были выделены на стимулирование предложения.
В качестве одного примера можно привести решение о направлении 76 млрд тенге из Национального фонда на строительство доступного жилья, т. е. на увеличение предложения недвижимости. Если хотя бы часть этих средств была направлена на стимулирование спроса на недвижимость, в том числе путем снижения процентной ставки по ипотечному кредитованию, то банковский сектор увеличил бы кредитование, а частный сектор более активно привлекал бы инвестиции в строительство, в результате они оказали бы положительное воздействие на рост экономики страны. Таким образом,
если изменить курс экономической политики страны в стороны стимулирования спроса, то можно найти множество адекватных решений, способствующих оживлению экономического роста
Жаксыбек Кулекеев, научный руководитель Центра исследований прикладной экономики.