Как это ни странно, а может закономерно, кризис учит казахстанцев экономить. Прошел тот парадокс изобилия, который мы наблюдали последние годы. Мы стали трезво относиться ко всему. Ну и в первую очередь к покупкам, которые совершаем в магазинах. Наш гость из Польши, генеральный директор сети «Арзан» Артур Янушевски.
— Вы – мастер ритейла, торговли. Как-то вы сказали, что в Варшаве 2 млн жителей и 200 торговых центров. Это много — у нас меньше на порядок. Сколько торговых центров возле вашего дома?
— Я не живу не в центре, а на окраине. Возле моего дома в 5 минутах езды на машине таких центров где-то 6. Это не считая магазинов-дискаунтеров, которые у нас очень распространены. Небольшие магазины не прямо у дома, но от 1000 кв.м.
— Я знаю, что алматинцы предпочитают магазины у дома. Сейчас стали больше ходить на базары и только потом в супермаркеты. Это так?
— Магазин у дома удобнее, но кризис заставляет смотреть алматинцев в свой кошелек. Не где удобнее, а где дешевле. Поэтому
возвращаются базары, о которых 2-3 года назад говорили, что люди будут от них отходить
Большие магазины, гипермаркеты, где хорошие акции и реально видно, что цены в них ниже, чем в магазинах возле дома.
— Я это вижу по своей матушке, которая берет рекламу из почтового ящика и говорит: ты должен купить именно это по такой цене. Я еду в большой супермаркет и покупаю. А как изменились покупательские предпочтения казахстанцев в связи с кризисом? В чем это выражается?
— В кризис мы всегда думаем, как сэкономить. Это выражается в плохом самочувствии магазинов и одежды, и электроники, и спорттоваров.
Непродуктовые магазины — кризис прежде всего коснулся их
Можно не покупать ботинки — есть те, в которых еще можно ходить. А едим мы всегда. Экономия может быть на дополнительном блоке. Может, сладостей будем меньше покупать, консервов. Уходим от товаров, которые нам не нужны. Еще я люблю макароны, но они будут не итальянские, попробую подешевле. Оказывается, подешевле тоже хорошие!
— То есть мы из дорогого сегмента переходим в средний.
— Те, кто покупали в среднем сегменте, переходят ниже. Получается, что все переходят чуть ниже. Так экономим. Если ели говядину и баранину, то теперь это может быть курица. Она дешевле. Мы стали смотреть, где дешевле.
Владельцы бизнеса выпускают рекламу, чтобы показать, где дешевле, привлечь покупателя. И это отвлекает людей от категории магазинов во дворе, которые не могут позволить себе выпускать такие газеты. У них одно преимущество — возле дома.
— Скажите, смогут ли наши ритейл-магазины составить конкуренцию той же Алтын-орде, обычному базару? Это же целый конгломерат, где и моют овощи, и упаковывают, и другое. Вы были там?
— Был.
— Вам понравилось?
— Это для меня экзотика. Мне понравилось. Но это не то место, где я хотел бы делать покупки. Такое место в Польше уже невозможно увидеть.
— А в Польше была «Алтын орда»?
— У нас был такой фруктово-овощной павильон, который очень хорошо существовал и где как на «Алтын Орде» продавалось все. Было много продавцов и покупателей. Приезжали закупаться мелкие магазины, рестораны, кафе. Но в один момент наше государство захотело сделать там более цивилизованную торговлю, потому что на открытом рынке очень тяжело собирать налоги. Поэтому в начале 1990-х годов был создан проект с учетом опыта таких рынков в других странах Европы – в Испании, в Барселоне. В Париже есть такой большой рынок. В Варшаве государством создано большое место со всеми коммуникациями, где могут встретиться все производители одной страны — прежде всего сельскохозяйственного производства – с покупателями: маленькими магазинами, ресторанами и просто людьми, которые хотят купить товар дешевле. Также большие игроки.
— Те же крупные магазины?
— Да. Еще оптовики, у которых там есть место для хранения и продажи.
— Получается, такое государственно-частное партнерство, как у нас говорят. Это один из путей удешевления продукта. А каким еще образом ритейл может снизить цену на продукты?
— На примере Польши, которая чуть раньше пошла путем, которым сегодня идет Казахстан, можно говорить о сокращении посредников между производителем и покупателем.
— Я вам могу привести пример. Прошлой осенью в Узбекистане виноград на наши деньги стоил 60 тенге за кг. В магазине возле дома я его покупал за 680 тенге. Я представляю, через сколько посредников должен пройти этот виноград. У нас все министры сельского хозяйства обещают сократить количество посредников. Не надо ждать помощи министра. Как сократить количество посредников?
— Я думаю, даже министру это тяжело будет сделать. Потому что для этого нужно сделать соответствующий рынок с автоматической регуляцией. Тогда не будет места для 3-4 посредников. Должно быть место, чтобы производитель или импортер мог продать продукт окончательному покупателю.
— То есть сама торговая сеть должна идти к крестьянам или крестьяне… Вы же не сможете объехать фермерские хозяйства, которые находятся на расстоянии 70 км.
— Это невозможно. Это не задача торговой сети. Я помню, когда мы в Польше открывали первый большой магазин, сеть «Макро», с нами по мясу работал один человек. Он ездил по деревням, покупал мясо и привозил в наш магазин. В то время у нас был департамент, который следил за разделом мяса. Сейчас этого вообще нет ни в одном магазине, потому что все поставщики привозят мясо уже разделанное, даже в упаковках.
— А кто им это делает?
— Они сами упаковывают. Когда этот человек начал работать с «Макро» в 1992 году, он собирал мясо по деревням. Потом построил у себя логистический склад, на котором сам разделывал его. Так он вырос — с обычного поставщика мяса. Начал помогать фермерам, например, у которых мало коров, заранее оплачивая их покупку. Это было взаимовыгодное сотрудничество. С одной стороны, это сеть, которая развивала работу поставщика мяса, с другой — поставщик, который развивал своих производителей.
— А такое понятие как «сельхозкооперация» есть в Польше?
— Конечно. Это хорошо видно, так как Польша является одним из крупнейших в мире производителей яблок.
— Да. У нас есть польские яблоки.
— Они есть почти везде. Это развилось, потому что производители яблок стали собираться в кооперативы. У каждого свое производство. Но логистикой, складированием и продажей занимается кооператив.
— Значит, в Казахстане не хватает логистической системы, которая могла бы работать с крестьянами? Нужно обратить внимание на кооперацию.
— Я скажу на примере сетей: важна стабильность поставок. Потому что вы как покупатель, приходя в магазин, всегда хотите, чтобы на прилавке был товар, который вам нужен. Я пришел и хочу, чтобы был творог, который мне нужен. И мне не интересно, что у них нет молока или другие проблемы. Я хочу этот творог купить. Цена очень важна. Но еще важнее, чтобы магазин получал товар. Когда один производитель – один фермер, у него могут возникнуть проблемы – сбой, машина сломалась, и он не может гарантировать, что привезет этот товар. Или есть товар, который мы все хотим покупать, но может быть коллапс, если вдруг у него больше нет товара, производить больше не может. А когда существует кооператив, то условия лучше и есть гарантированная стабильность поставок.
— В Казахстане песня с кооперативами идет давно. Крестьяне не хотят в них вступать или вступают с большой неохотой.
— Это историческое.
— Да. Наверное, это наследие прошлого. Все думают, что это будет колхоз и у тебя обязательно что-то заберут.
— Поэтому важно, чтобы первые кооперативы, которые будут, а они будут все равно, хорошо зарабатывали. Тогда люди увидят, что это выгодно и что это не только политический проект для «галочки».
— Как в современных условиях сетевые магазины могут осуществлять обратную связь с покупателем? В советское время была только жалобная книга. Сейчас можно интернет, наверное, задействовать.
— У большинства сетей есть странице в интернете – на Facebook. Обратная связь идет через них. Есть прямой разговор с покупателем в торговом зале. Но это уже зависит от сотрудников. А то, что написано на странице в соцсетях, попадает в наши руки.
— А вы сам читаете?
— Конечно.
Такой шутливый вопрос. Как вы относитесь к тому, что… Наш президент Нурсултан Назарбаев посетил торговый центр и сказал, что лучше покупать немытую морковку, чем мытую. Немытую хозяйка сама отмоет. У вас в магазинах есть немытая морковь?
— Конечно.
— Она нужна?
— На сегодняшний день вопрос не в том, нужна она или не нужна. Это вопрос возможностей. Невозможно обеспечить весь спрос на мытую морковку. Я всегда за то, чтобы у людей была возможность выбора. Я поставлю и мытую, и немытую морковку. Я за то, чтобы человек сказал – зачем мне немытая, я куплю мытую – сэкономлю время, грязь мне не нужна. Но есть люди, которым привычна немытая морковка.
— На нашей с вами первой встрече прозвучало, что в Эмиратах лежит картошка 20 категорий. Самая дешевая, немытая, похуже и стоит 2 дирхама. А рядом лежит прямо из Голландии – 50 дирхам. И таких 20 категорий. То есть вы за такой подход?
— Я за такой подход. Покупатель сам диктует, ему нужно 20 категорий или 3. Но это должен быть низкий, средний и высший сегменты для людей, которые хотят это купить.
— Последний вопрос. Как должен вести себя покупатель в сетевых магазинах? На что должен обращать внимание?
— Все знают, что прежде всего нужно обращать внимание на сроки годности продуктов, на свежесть товара.
В Казахстане есть мнение, что мясо, купленное на базаре, будет свежее мяса, купленного в магазине. Я с этим не согласен
В магазинах с хорошей проходимостью это мясо тоже свежее. Оно хранится в лучших условиях и продается тоже. Еще есть проблема качества сотрудников магазина.
Нужно обращать внимание на цену, которая стоит на этикетке, и цену, которая в чеке. Очень часто это не желание обмануть, а халатность сотрудников
— Ну что же! Такой ликбез по сетевым магазинам провел для нас Артур Янушевски. Спасибо!
Видеоверсию смотрите здесь