Тон мероприятию задавали авторитетные мировые деятели, поэтому все шесть основных заседаний так или иначе уходили в глобальную тематику. И только яркие выступления казахстанских экспертов возвращали публику в Астану, на Евразийский медиафорум.
Бывший президент Афганистана Хамид Карзай как в воду глядел, заявив в своем приветственном слове, что форум будет хоть и провокационным, но конструктивным. В принципе, интересные дискуссии предполагались изначально, поскольку планировалось обсудить и перспективы жизни мира без нефти, и последние военные события на Ближнем Востоке, и информационные войны XXI века, и даже будущее Европейского союза.
Несмотря на то, что Евразийский медиафорум не является площадкой для решения геополитических проблем мира, а является всего лишь диалоговой платформой для обмена мнениями, за два основных дня мероприятия ведущие мировые деятели сделали достаточно громких заявлений, чтобы остановиться на них подробнее.
Бывший министр иностранных дел Великобритании Джек Стро, к примеру, при обсуждении вопросов глобального кризиса и путей выхода из него вполне открыто и недвусмысленно заявил, что ситуация с ценами на нефть — не совсем взвешенные подходы со стороны ОПЕК.
— Если бы были более стратегически взвешенные подходы со стороны ОПЕК, можно было бы увидеть повышение цен на нефть, и это привело бы к ребалансировке мировой экономики, сократило общий уровень рисков и может быть привело к улучшению цен на сырьевые ресурсы, — сказал Джек Стро.
Не дал скучать аудитории и Хамид Карзай, который дал совет Обаме, китайским, индийским и российским лидерам — чтобы каждая сторона лучше объясняла свои позиции остальному миру.
Единственным оптимистично настроенным спикером при обсуждении проблем глобального кризиса оказался управляющий Международным финансовым центром «Астана» Кайрат Келимбетов, который заявил, что
для Казахстана сложившаяся ситуация на мировых рынках — реально хорошая возможность отойти от сырьевой модели экономики
Особенно интересной на форуме оказалась дискуссия экспертов об информационных войнах, поскольку с ними напрямую связаны все остальные сферы мировой жизнедеятельности. Перед началом сессии первый заместитель генерального директора информагентства ТАСС Михаил Гусман дал журналистам небольшое интервью о своем видении свободы слова в Казахстане.
— Как вы думаете, в чем схожесть и различия информационного поля России и Казахстана?
— Исторически, и это понятно всем, мы вышли, что называется, из одной советской шинели, у нас было очень много общего, и сейчас много общего в подходах, в понимании, в приоритетах. Сегодняшнее казахстанское информационное поле, казахстанские медиа очень многообразны, очень интересны, здесь очень много высококлассных журналистов. Казахстан привлекает к себе внимание в мире, Казахстан в принципе интересная страна, и мне кажется, что долг казахстанских журналистов, их святая обязанность — как можно полнее и точнее доносить информацию о своей прекрасной стране для мира.
— Вы — модератор группы, где будет обсуждаться роль информационных войн. Какие тактики используют современные СМИ в информационных войнах и какие страны преуспели в них?
— Для того мы и проводим сессию на форуме, чтобы услышать по этому поводу разные точки зрения. Вообще, говоря, информационные войны — явление перманентное и заблуждение думать, что сегодня они есть, а вчера их не было. Просто как и всякие войны они имеют более горячие и более спокойные фазы. Сейчас действительно идет процесс обострения информационного противостояния, информационной борьбы, но я как человек, который постоянно интересуется историей журналистики, историей нашей профессии, в том числе историей информационных войн, должен сказать, что по большому счету
информационные войны, если взять XX век и наш нынешний XXI век, по большому счету, не останавливаются никогда
— Просто вот только появилось такое понятие…
— Оно и раньше было, просто они, может быть, не были такими изощренными, не было Интернета. Когда-то не было телевидения. Еще в 2014 году, когда отмечалось 100-летие начала первой мировой войны, сейчас с таким же успехом можно отмечать 100-летие начала информационных войн. Потому что уже тогда, во времена первой мировой войны, в начале XX века, стороны, которые участвовали в войнах, активно задействовали газеты и радио. Этот процесс, я думаю, будет продолжаться и в будущем.
— Есть ли в Казахстане свобода слова?
— Я очень внимательно уже много лет слежу за казахстанской прессой. Мне кажется, что все точки зрения, все позиции, которые есть в казахстанском обществе, в той или иной степени, в той или иной форме находят свое отражение в казахстанских медиа.
Насколько я могу судить, здесь можно встретить и критику, и поддержку, и объективный анализ, может быть и субъективный анализ. В этом есть, наверное, возможность высказать свою точку зрения. В этом и есть, наверное, свобода прессы.
Михаил Гусман называет себя ветераном информационных войн, а потому сессия на эту тему получилась горячей, спикеры постоянно спорили друг с другом, считать ли социальные сети средствами массовой информации.
Исполнительный директор американской компании «Bloomberg Media» Тодд Баер сказал, что в цифровом веке общество должно привыкнуть к непрекращающимся информационным войнам, в которых, к слову, уже и не разберешь, что является правдой, что пропагандой, а что ложью.
— Дело не в том, какие истории мы освещаем, а как мы к этому подходим, — заявил Тодд Баер. — Репортеры выбирают — либо смягчить тон и подать тему уравновешенно, либо наоборот.
В конечном итоге,
все эксперты признали соцсети основными провокаторами и пособниками террористам
в продвижении своей деятельности.
— Использование террористами медийных возможностей, когда, к примеру, ИГИЛ распространял по телевидению чудовищные казни, и СМИ это распространяли, это что — создание рекламы террористам или, наоборот, для того, чтобы вызвать отвращение? — задался вопросом Михаил Гусман.
Он признал также, что Казахстан также становится объектом информационных атак, особенно на руководство страны. Возможно, именно поэтому он дал сдержанный ответ в интервью о свободе слова в Казахстане.
Один из самых авторитетных политиков прошлого в истории Великобритании Джек Стро, который помимо обсуждения глобальных вопросов на основных заседаниях, провел еще и мастер-класс о секретах выживания в большой политике, срывал овации. Он однозначно заявил, что в любой демократической стране век любого, даже самого гениального политика, недолог, и в среднем длится от 10 до 13 лет. Он привел в пример взлеты и падения Уинстона Черчилля, Маргарет Тэтчер, Тони Блэра.
— Все они были популярны на пике своей карьеры, их поддерживали миллионы избирателей, но однажды им пришлось уйти, потому что каждый из них сделал свою ошибку и потерял доверие избирателей, — сказал Джек Стро.
Все мастер-классы, проведенные зарубежными лидерами, оказались очень полезными для делегатов форума. Прежде всего потому, что не каждый политик, пусть даже бывший, не каждый руководитель информагентства с мировым именем способен на простой дружеский диалог с аудиторией. Этот факт отмечали казахстанские журналисты, сравнивая открытых для общения иностранных лидеров и отечественных экспертов, чаще закрытых для прессы.
В 2016 году Евразийский медиафорум посетили более 30 спикеров и 400 делегатов из 50 стран мира. Казахстан представляли управляющий Международным финансовым центром «Астана» Кайрат Келимбетов, директор КИСИ при президенте РК Ерлан Карин, заместитель председателя АО «НК» «Астана ЭКСПО-2017» Ербол Шорманов, секретарь Совета безопасности РК Нурлан Ермекбаев, член Коллегии по экономике и финансовой политике Евразийской экономической комиссии Тимур Сулейменов, министр иностранных дел РК Ерлан Идрисов и кинопродюсер Гульнара Сарсенова.