В Кыргызстане сегодня отмечают годовщину кровопролитных апрельский событий 2010 года, приведших к смене власти и бегству почти всего руководства страны…
Предвестником бури на столичной площади Ала-Тоо стали столкновения 6 апреля между сторонниками оппозиции и правоохранительных органов в городе Талас.
Накануне этого, 5 апреля, министр внутренних дел Молдомуса Конгантиев заявил, что не допустит несанкционированных митингов оппозиции — они будут жестко пресекаться.
Поэтому собравшихся представителей оппозиции в Таласе начал разгонять сводный отряд спецназа, образованный из милиционеров южных областей и Бишкека. При этом, по наблюдениям правозащитников, применялись провокации. Например, на площади перед зданием Таласской областной государственной администрации милиционеры арестовали оппозиционера Болота Шерниязова.
Это вызвало недовольство таласцев, они начали забрасывать камнями милицию. Площадь несколько раз зачищалась от демонстрантов, но вечером и ночью началось массовое избиение милиции — местные жители избили более 200 спецназовцев, сожгли здания областной администрации и областного УВД, где забаррикадировались милиционеры. Часть из них разбежалась по городу и пряталась у местных жителей. При этом из УВД пропало более 700 единиц оружия, сбежало около 70 арестантов, содержавшихся в ИВС.
Усмирять восставших ночью с немногочисленным подкреплением в Талас отбыли глава МВД М. Конгантиев и вице-премьер Акылбек Жапаров. Но его отряд также разогнали, а министра МВД захватили в плен и жестоко избили. Исчез и вице-премьер-министр Акылбек Жапаров, руководивший спецоперацией в Таласе. Он объявится живым и почти невредимым только через несколько дней.
В ночь с 6 на 7 апреля спецслужбы арестовали в Бишкеке большинство лидеров оппозиции: Алмазбека Атамбаева, Темира Сариева, Кенешбека Душебаева, Омурбека Текебаева и др. На свободе осталась Роза Отунбаева, местонахождение которой скрывалось.
На утро 7 апреля в Бишкеке большую пресс-конференцию дал премьер-министр Данияр Усенов. Назвав демонстрантов «бандитами», он заверил журналистов, что ситуация в Таласе нормализуется. Но он озвучил некоторые факты, из которых стало ясно, что спецназ в Таласе разгромлен: например, Д. Усенов после настойчивого повторения вопросов сообщил, что пропали без вести 15 милиционеров, захвачены два гладкоствольных ружья и т. д.
Уже тогда часть журналистов отметила, что сотрудники пресс-службы Секретариата президента КР, всегда одевавшиеся в деловые костюмы, вдруг этим утром облачились в спортивную одежду…
В это время, когда Д. Усенов давал недостоверную информацию прессе и стране, в Бишкеке по улице Алма-Атинской возле здания АО «Форум» собирались представители оппозиции.
Милиция и здесь действовала провокационно — начала разгонять никого не трогавших собравшихся, заблокировала их в одном здании, разнесла проходную часть здания, выбив стекла и покорежив двери. Однако около 11 часов дня демонстрантам, несмотря на применение спецсредств, удалось опрокинуть милицию и прибывший на помощь спецназ «Альфа» ГСНБ.
Сотрудников массово избивали, но часть людей останавливали бойню и уводили окровавленных пострадавших от толпы.
Люди сожгли около 6 милицейских машин и захватили два военных грузовика, забитых боевым оружием вплоть до гранатометов.
После этого огромная толпа колонной по проспекту Чуй двинулась в сторону Белого дома, ехали и два захваченных грузовика. Около 13 часов они прибыли на площадь Ала-Тоо.
Затем грузовики попытались таранить ворота Белого дома, но их расстреляли милиционеры. Видимо, применялись резиновые пули, т. к. в это время никто не пострадал, а водители из числа демонстрантов сбежали.
Стоявших людей вновь начал разгонять отряд милиции, демонстрантов оттеснили от Белого дома.
На площади Ала-Тоо выстроилась «коробка» из курсантов МВД, оснащенных щитами и касками. Им помогали сотрудники ППС. Но милиционеров было очень мало, около 200 человек, их бы не хватило на разгон собравшихся нескольких тысяч граждан.
Конный отряд милиции (примерно 15 всадников), стоявший около Исторического музея, так и не был задействован.
Демонстранты медленно наступали, забрасывая милицию камнями.
Неожиданно рядом с сотрудником ППС взорвалась граната — упавшего подхватили двое коллег и побежали назад к Белому дому. За ними бросились остальные сотрудники ППС. [Позже станет известно, что раненный сотрудник милиции Алмаз Акчакеев потерял обе ноги].
«Коробка» из курсантов продержалась еще несколько минут — на них обрушился буквально град камней.
Затем прямо под их ногами взорвалась еще граната. «Коробка» рассыпалась, курсанты тоже побежали, их начали палками забивать подбежавшие демонстранты. [Погибли два курсанта — Эдиль Такырбашев и Никита Кущ].
Рассеяв милицию, демонстранты подошли вплотную к Белому дому и расшатали ворота. В дыру пошли около 10-15 человек с флагами — буквально за несколько секунд их расстреляли снайперы. Они стали первыми убитыми.
Дальше началась бойня. Снайперы вначале расстреливали всех, кто заходил внутрь периметра Белого дома, но видя, что народ не расходится, начали отстреливать стоящих за забором зевак.
Новые люди постоянно приходили и присоединялись к демонстрантам, время от времени они бежали на штурм, но отходили с потерями.
Расположенное рядом с площадью здание спецполиклиники Управления делами президента, куда свозили вначале всех пострадавших, было завалено трупами и ранеными.
Другая большая группа демонстрантов осаждала здание СНБ, пытаясь вызволить арестованных лидеров оппозиции. СНБ продержалось не более 2-х часов, и они отпустили всех арестованных…
В период между 16 и 18 часами разграбили и подожгли здание Генеральной прокуратуры, затем взяли штурмом здание Жогорку Кенеша.
Около 8 часов вечера, по некоторым данным, Белый дом покинул Курманбек Бакиев.
Это стало переломным моментом, после него стали сбегать и остальные сотрудники.
К этому времени по городу уже начались мародерства — первыми разнесли магазин «Народный» на Киевской, молодые ребята пили вино прямо на остановке рядом с магазином. Около них большая группа молча расковыривала заложенную кирпичом витрину магазина «Лион».
К ночи в Белом доме остались только военные и премьер Д. Усенов. Около полуночи он тоже сдал Белый дом и ушел под охраной солдат Внутренних войск. После этого официальной власти в стране не стало.
В ночь с 7 на 8 апреля мародерство охватило весь город.
Так кончился этот кровавый день. В общей сложности погибло 87 человек и более 300 получили ранения.
Бывший президент Кыргызстана Курманбек Бакиев, бывший глава СГО Жаныш Бакиев и бывший премьер-министр Данияр Усенов получили пожизненные сроки заключения по делу по событиям 7 апреля 2010 года. Приговор был оглашен 25 июля 2014 года.
Фото: Азамат Иманалиев/АКИpress, Рыспек Токтоналиев/АКИpress, Вячеслав Оселедко/AFP, Владимир Пирогов
Источник: АКИpress.