Есть такая профессия, которая дает возможность каждый день видеть женщин и алкоголь — бармен. Сегодня у нас в гостях бармен из Грузии, работающий в Алматы — Гия Асламазов. И сегодня мы будем говорить о его нелегкой профессии.
— Гия, что привело вас в профессию?
— Все началось с просмотра легендарного фильма с участием Тома Круза «Коктейль». Кстати, «коктейль» переводится как «петушиный хвост». Фильм меня вдохновил. Умение общаться с гостями, особенно когда за стойку садится прекрасный женский контингент. Варьировать мысли, слова… Просто зажегся профессией и не жалею.
— В каком году это было?
— Фильм я видел еще в Грузии, где начинал, учитель у меня хороший был. Но тогда еще не было того, что есть сейчас. Сейчас у барменов сильно руки открыты – большие возможности, литература, интернет. Тогда все было элементарно просто, но с чего-то надо было начинать. В 1994 году приехал в Алматы, понравилось, решил остаться. А раз решил остаться, нужно идти по профессии. Устроился в хороший ночной клуб Dostar, в то время один из лучших. Многим, кто сегодня занимается барменским делом, общепитом, он дал хороший старт.
— Мой однокурсник сейчас живет в Париже, тоже бармен. Когда я его спросила: «Как? Что тебя туда потянуло?» Он ответил: «Возможность каждый день видеть женщин и алкоголь». А вам такой вопрос никто не задавал?
— С ним полностью солидарен, поддерживаю.
Помимо приятного – алкоголя и женщин, бывают и неприятные нюансы. Частенько я с этим сталкивался в 1990-е годы. Такое время было
— Разборки бесконечные.
— Да. Но путем дипломатического подхода к делу и разумных мыслей многие вопросы могли решаться. Потому что бармен – это интеллигент рабочего класса. Слова Тома Круза из фильма «Коктейль». Это человек, который должен уметь интерпретировать ситуацию: не переть быком на пьяного гостя, а попытаться сгладить ситуацию, чтобы до вызова охраны не дошло. В моем понимании бармен – не тот, кто 100-200 коктейлей наизусть знает. Конечно, если у него голова-компьютер, пусть знает, но для меня бармен, кто через преграду в виде барной стойки умеет контактировать с людьми, сделать что-то приятное для гостя – тот же коктейль, чтобы человек захотел повторить и вернуться к тебе.
— А многие ваши гости становятся друзьями? Такое возможно?
— Бывало.
— А наоборот? Не друзьями.
— Не было таких. У меня нет врагов. В этом отношении мне повезло.
— Столько лет работаете. Есть ли у вас свои фирменные коктейли?
— Есть классические коктейли. Любой начинающий бармен должен их знать. Классика была, есть и будет. А если у тебя алкогольная продукция позволяет варьировать, думать, придумывать, то можно каждый день что-нибудь новое изобретать. Могу похвастаться. Когда мы работали в клубе Petroleum, состав барменов был хороший. Мы придумали один коктейль, который до сих пор практикуется и многие его знают. Называется «Кувалда». Ингредиенты простые, но эффект кувалды дает о себе знать. Благодаря смеси сока с водкой, водка не чувствуется, но эффект…
Если парень пришел с девушкой и нужно быстро довести ее до кондиции, то «Кувалда» — идеальный вариант
— Вы рассказали все секреты.
— Не все. Я же не сказал, какие именно соки туда идут.
— Вы сказали, что приехали из Грузии в 1994 году. Почему??
— Сам не знаю, судьба сюда закинула. Подруга у меня в Грузии есть, давно замужем, детей родила. Мы – друзья детства. Она родилась в Алматы. Папа здесь, мама там. Мы пили чай, разговаривали. Она сказала, что едет в Алматы. Спрашиваю: «Это где?» Отвечает: «В Казахстане».
Казахстан знаю по школьной литературе – история СССР, Абай Кунанбаев
В армии с казахами не служил, не было. Поехали? Поехали. Приехал – понравилось. Настолько понравилось, что я домой вернулся только через 6 лет.
— Вернулись, как я понимаю, оформили какие-то документы и обратно.
— Началось время, когда паспорта начали меняться. Союз окончательно развалился. Российский, грузинский, казахский паспорта. А у меня был советский паспорт. Пришлось возвращаться. Зацепил меня этот город, эта страна, народ. Классно здесь. Восточное гостеприимство, как у нас на Кавказе. Бывал в Москве – не нравится. Холодно. Не в плане климата, а в плане общения с людьми.
Здесь познакомились с казахами. Сдружились. У меня много вообще друзей. Общаемся уже 20 лет. Они мне как братья. Даришь тепло – и оно тебе вдвойне возвращается
— Сейчас все в Астану рвутся. Вы как на это смотрите?
— Климат никуда. Мне как кавказскому человеку – не очень. Летом жара, саранча какая-то, зимой – 30 градусов.
Встал, поймал направление ветра, ветер тебя сам до магазина донесет. Такие шутки ходят об Астане
Есть такое кавказское слово «джигар». Переводится как «печень». Если человеку хочешь сделать приятное, скажи ему «джигар» – дорогой, родной. Нет там этого тепла души. Это мое личное мнение. Некоторые друзья живут там, работают, поднялись. Дай Бог им здоровья! Они говорят, чтобы привыкнуть к Астане, нужно минимум 4 года, тогда станешь астанчанином. Мне Алматы по душе.
— А назад в Грузию не тянет?
— Пока нет.
— Но вы там бываете?
— Да. Свадьбу я здесь сыграл, потом там. Честно сказать, Грузия уже не та. Для кого-то она стала лучше, но не для меня. Я – коренной житель Тбилиси в третьем-четвертом поколении и мне больше нравился тот Тбилиси. Тогда заходишь в метро и слышишь: «Не прислоняться! Следующая станция «Площадь Ленина»». А сейчас: «Next station liberty square». Чудно и противно. Мне противно, что в Тбилиси есть проспект Джорджа Буша. Что, в Грузии мало великих людей, которые принесли большую пользу Грузии? Для меня Буш – не авторитет. И этот проспект он не строил своими руками. Кто смог в свое время уехать, тот уехал… Город красивый. Бывший президент много хорошего сделал.
— Вы про Саакашвили?
— Тбилиси – цветущий город. Для нас как Лас-Вегас. Порядок навели. Но это верхушка айсберга. Считаю, что о благополучии жизни населения нужно спрашивать у простых людей. Не у тех, кто в шоколаде.
— Вы спрашивали?
— Обязательно. Элементарно можно с таксистом поговорить. Один, второй, третий – у всех одно мнение: выживаем. В советское время так не было.
В Грузии практически ничего нет, если сравнить с казахской землей. Здесь вся таблица Менделеева, а там марганец чуть-чуть и уголь. Вино и боржоми не считаем.
Это достояние Грузии. Но Грузия всегда жила богато. У грузин все было хорошо. Не нужно было, по-моему, с американцами сближаться. Надо было идти к нашим. Это мое мнение. Люби ближнего своего – соседа.
Ни одной русской буквы не увидишь. Все на грузинском и на английском
— Сейчас не так. Я была летом в Грузии. Очень много туристов из России. Русский язык сейчас – язык общения.
— Додумались?
— Думаю, что жизнь заставила.
— А мне кажется, наконец-то додумались, что это нужно. У меня были нюансы, когда я приходил на базар и специально говорил на русском. «Не понимаю». Не понимаешь – я куплю у того, кто понимает! Это, правда, давно было. Я – твой клиент. Включи свою дипломатию! Не надо включать национальный вариант. Я этого не люблю. Сейчас додумались, что
именно на туристах можно зарабатывать деньги и поднимать эту бедную страну с колен
Может это благодаря Иванишвили, дай Бог ему здоровья. Меня это только радует.
— А вы в профессии на каком языке общаетесь с клиентами?
— На доступном русском. Если иностранец, то я могу объяснить – со льдом, с газом или без, но если о политике начнут говорить, конечно, ничего не пойму.
— Но будете внимательно слушать.
— Попытаюсь во всяком случае составить ему компанию.
— Насколько я понимаю, человек приходит в бар не только выпить. Выпить он может и дома. Общение?
— Хочется общаться, излить душу, поделиться впечатлениями: «Я вчера познакомился, посмотри фотографию».
— Пожаловаться на начальника.
— Да. Бармен – это же бесплатные уши. И приходится все это выслушивать
— Наверняка вы в вашей профессии встречаетесь с людьми известными пусть даже не в мире, но по крайней мере в стране. Кого-то можете назвать?
— Бывало. Лебединский. С группой «Блестящие» в первом составе. Еще Жанна живая была. Тоже легендарные люди. Как-то встретились на корпоративе. Меня пригласили. Что в жизни, что на сцене – люди просто красавцы.
— Нормальное человеческое общение.
— Не звезды абсолютно. Просто нормальные люди. Талант от юмора. Бывает, что «можно с вами сфотографироваться?» Не хотят.
— Такое тоже бывало с нашими звездами?
— Бывало. Имена говорить не буду. Культурно отошел. Не хочешь – не надо.
— А как профессионально ваша жизнь складывалась? Вы участвовали в каких-то конкурсах. Как я понимаю, специалистов в вашей области знают по именам. Их можно посчитать по пальцам.
— Да. Сейчас специалистов стало больше. Благодаря опять же интернету и возможности ездить за границу. Фирма может отправить на тот же винодельческий завод. Или в Шотландию на производство какого-нибудь вискаря. Человек может увидеть, посмотреть технологию производства напитка. Раньше нам москвичи преподавали — бумажка и ручка. Все теоретически, практики как таковой не было. Сейчас профессионалов много — тех, кто начинал с низов и сегодня поднялся. Просто нужно любить свою профессию. А эти пацаны любят ее. Я таких людей люблю и уважаю. Дай Бог, чтобы они всегда были на плаву. Некоторые говорят: «Мне надо оплачивать учебу, я временно поработаю». Временно – это подуло и сдуло. Кто любит это дело, тот всю жизнь будет этим заниматься.
— Совершенствуя свое мастерство.
— Однозначно. Лишь бы был востребованным.
— Спасибо вам! Надеюсь на новую встречу.
Видеоверсию смотрите здесь