Культуролог Максат Байлы, автор книги «Илиада глазами тюркологов», в которой он утверждает, что греческий эпос был заимствован у кочевников Великой степи.
— Максат-ага, вкратце напомните читателю, что такое «Илиада» и в чем ее значение.
— «Илиада» — самое великое произведение для всего мира, которое описывает оборону и взятие Трои – древнегреческого город, существовавшего в течение 3-4 тысяч лет. Сейчас он находится на территории Турции. Произведение очень интересно и многослойно. Событиям этой войны посвящена книги «Илиада», авторство которой приписывается Гомеру. Только неизвестно, писал ли ее Гомер, в каком веке он жил, когда именно были написаны «Одиссея» и «Илиада» — эта информация скрыта пеленой истории. Считается, что события, происходившие в 13 веке до н. э., зафиксированы в 6 веке до н. э.
— А до этого было в устной форме?
— Утверждается, что это было устное народное творчество. А потом Гомер сам собрал и якобы записал. Утверждается, что Гомер — автор и «Илиады», и «Одиссеи». Я же утверждаю, что если «Илиаду» писал Гомер, то «Одиссею» написал другой человек. Произведения отличаются.
— Вы уверяете, что «Илиада» имеет тюркское, кочевое, степное происхождение. Какие у вас есть доказательства?
— Факты – прямые кальки слов, выражений. Все, конечно, не уместилось в моей книге «Илиада глазами тюрколога». Я взял, что смог. Остальное осталось для других.
— А какие именно кальки?
— Вот. Я показываю академическое издание «Илиады» 1990 года, редактор — академик Зайцев. Я выделил здесь все совпадения с тюркским эпосом.
— Например?
— Например, «Кобыланды», «Алпамыс», «Сорок батыров Крыма». Вот фраза – «ветроногая Афина». Какой народ говорит «ветроногая»? Казахи говорят «желаяқ».
— Да. Есть такое выражение. Имеется в виду «быстрые ноги».
— Это есть в нашем сегодняшнем обиходе. Или легконогая Марпесса. «Аяғы жеңіл» — говорят казахи. Значит – удачливая женщина, которая быстро рожает.
— А в современном греческом так не говорят?
— Нет. Нигде так не говорят. Или же «быстроногий Ахилл». Где так говорят?
— В русском языке говорят – быстроногий. Может, это русский эпос.
— Не знаю. Знаете же, Йылдырым Баязит – быстроногий Баязит.
— Да.
— Или вот сугубо греческое выражение «возвратиться от врагов». Не с войны, а возвратиться от врагов.
— Да. В русском языке звучит двусмысленно.
— Казахи говорят «жаудан қайту».
— В смысле «вернуться с войны».
— Или «упасть сюда». Казахи говорят «кешке қарай Оралға құладық» — вечером упали в город Уральск. Значит, достигли Уральска. Понимаете?
— Понятно.
— Греческое выражение «черные бури», «черное море», «черный корабль», «черные боли», «черная держит могила». Никто так не говорит. Казахи говорят «қара дауыл», «қара толқын», «қара кеме», «қара орын».
— В данном случае под слово «қара» имеется в виду не «черный», а…
— В казахском языке «қара» обозначает и черное, и могучее, великое. И у древних греков было такое же значение.
— Может, какие-то обычаи, характерные для кочевников, но не характерные для греков, вы тоже встречали в поэме?
— Конечно. Взять захоронение – сжигание трупа. Греки сожгли и Ахилла, и Патрокла, и Гектора. И древние тюрки тоже сжигали своих героев.
— Мы же в курганах хоронили.
— Не обязательно. Найдите могилу Кюль-тегина или Бильге кагана. Там написано только, что такого-то числа әкем қаған ұшты.
— «Отец каган улетел».
— Сожгли его, и все. Или в нашем фольклоре говорят — мен оны ұстап алайын, сүйегін отқа жағайын.
— «Жгу его кости». Частично кремация была, но не так распространена. Может, какие-то обычаи, этнографические вещи встречаются еще?
— Гадание на козьих лопатках.
— Абсолютно верно. У нас были жауырыншы.
— Или же поклонение волку. Мы утверждаем, что мы – сыновья волка. А вы помните капитолийскую волчицу – два основателя Рима сосут ее? Это этруски. Значит, мы должны говорить и про 13 век до н. э. Для них это был священный волк. У этрусков проводились праздники почитания волка.
— Если в поэме столько знаков и символов из степи, как вы утверждаете, тогда возможно есть еще какие-то следы степного влияния не только в поэме, но и в быту, в технологиях?
— Смотрите. Это не я утверждаю, они сами утверждают. Более 300 греческих писателей в своем творчестве писали о скифах. Это немало. Также они утверждали, что скифы дали нам колесо, якорь, телегу и так далее.
— Даже якорь?
— В одном из источников автор, ссылаясь на Аристотеля, а это 330 год до нашей эры, говорит: «Смешивание меди изобрел скиф». Смешивание меди – это бронза.
— Медь произошла из степи. Но получается, отсюда ушла в Грецию.
— Да. Об этом можно много говорить. Я исследовал путь меди. Она нигде не прослеживается. Только в Жезказгане был обнаружен клад меди, в царствование Александра. Там 6 тонн 300 кг слитков меди. А в Петербург повезли только 600 кг. Куда 6 тонн везти? Начиная от Каргалов – это Оренбургская область вплоть до Алтая – все цветные металлы – медь, олово.
— Все это добывалось у нас и свозилось туда, получается? А есть еще какие-то находки и свидетельства?
— Есть свидетельство греческо-скифских параллелей, начиная от 6 века до н. э. Это торговля. Вы знаете бронзовый котел Арианта? Царь, чтобы узнать сколько у него воинов, издал приказ — собрать по одному наконечнику от стрелы. Из них был сделан котел, который вмещал 13 тонн воды. В этом котле нельзя варить пищу.
— Это как символ. Как наш тайказан.
— Котел – символ чего?
— Единства.
— Да. Это символ достатка, семьи. Котел Арианта – символ достатка целого народа. Котел в Туркестане, вмещающий 3 тонны воды, тоже несет эту преемственность. То, что мы находим в пазырыкских курганах, предметы одежды, седла, в которых казахи ездят и сегодня…
— Обнаруживаются в греческих курганах?
— Да.
— Если такое масштабное влияние степи на Грецию… Нам же объясняли, что все идет из Греции – древней развитой цивилизации. Вы утверждаете обратное. В чем причина этого?
— Арман, вчера утверждали, что казахи открыли глаза после революции 1917 года. А сейчас что получается? Оказывается, у нас равноценный богатству Тутанхамона Золотой человек. 8 золотых фигур обнаружено в Казахстане. Это разве не культура? А наши письмена? Что написано пером, не вырубишь топором. Наши письмена высечены на камне. Чем их можно вырубить? Я занимаюсь письменами. Мне кажется, они казахские, как будто 50 лет назад написаны. Идем дальше — Иссыкская чаша. И так дальше. Идем к этруским письменам.
— То есть вы считаете, что в степи была более развитая цивилизация, чем в Греции.
— Сейчас культура идет оттуда. Но если бы культура шла оттуда, то греки не писали бы, что скиф изобрел колесо.
— Спасибо вам за беседу, за книгу!
Видеоверсию смотрите здесь